Ближневосточное урегулирование. Ключевые вопросы повестки дня

Ближневосточное урегулирование. Ключевые вопросы повестки дня2022-10-20T17:35:24-04:00

В Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению, подписанной Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) в 1993 году, решение ряда вопросов было отложено до последующих переговоров о постоянном статусе. Последующие раунды таких переговоров, состоявшиеся в 2000‒2001, 2007‒2008 и 2013‒2014 годах, оказались безрезультатными.

Ниже излагаются позиции Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа по вопросу о постоянном статусе и другим актуальным вопросам.

Комитет неизменно поддерживает все международные усилия, направленные на продолжение мирных переговоров, с тем чтобы положить конец оккупации и урегулировать вопрос о Палестине во всех его аспектах на основе международного права и резолюций Организации Объединенных Наций. Комитет приветствовал Мадридский мирный процесс 1991 года, а также принятую в 1993 году Декларацию принципов и последующие соглашения между Израилем и ООП. В 2002 году Комитет приветствовал концепцию «региона, где два государства — Израиль и Палестина — живут рядом друг с другом в пределах безопасных и признанных границ», которая была изложена в резолюции 1397 (2002) Совета Безопасности. Комитет настоятельно призвал к оперативному достижению этой цели в рамках конкретного поэтапного механизма, охватывающего политическую и экономическую области и сферу безопасности в точно указанные сроки. В этом отношении Комитет также поддержал мирную инициативу, выдвинутую арабскими государствами на их Встрече на высшем уровне в Бейруте 28 марта 2002 года, и просил Израиль откликнуться на нее в духе доброй воли.

Комитет поддерживает продолжающиеся усилия дипломатической «четверки» в составе Соединенных Штатов Америки, Российской Федерации, Европейского союза и Организации Объединенных Наций, выразившиеся, в частности, в подготовке «дорожной карты» продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе выполнения сторонами своих обязательств», которая была поддержана Советом Безопасности в его резолюции 1515 (2003). Комитет настоятельно призвал «четверку» и международное сообщество оказать сторонам содействие в выполнении их обязательств в соответствии с этим планом, особенно в отношении вопросов безопасности и замораживания деятельности по строительству поселений.

По мнению Комитета, «дорожная карта» содержит план достижения всеобъемлющего, справедливого и прочного урегулирования вопроса о Палестине в соответствии с резолюциями Совета Безопасности 242 (1967), 338 (1973), 1397 (2002) и 1515 (2003) и принципом постоянного урегулирования с учетом сосуществования двух государств на основе границ 1967 года, реализации неотъемлемых прав палестинского народа и права всех государств региона жить в условиях мира и безопасности. Комитет считает, что для реализации предусматривающего сосуществование двух государств решения стороны должны уважать все ранее подписанные соглашения и взятые на себя обязательства.

Комитет полностью поддерживает урегулирование конфликта на основе концепции двух государств, Израиля и Палестины, живущих рядом друг с другом в пределах безопасных и признанных границ. Позиция Комитета заключается в том, что это решение может быть достигнуто только на основе границ 1967 года («Зеленая линия»). Комитет считает, что любые изменения этой линии перемирия 1949 года могут производиться лишь посредством переговоров и соглашений между сторонами. Комитет особо подчеркивает, что до тех пор, пока этот вопрос не будет урегулирован в рамках переговоров на всеобъемлющий и взаимоприемлемой основе, стороны должны воздерживаться от осуществления каких-либо односторонних де факто изменений на местах.

Комитет решительно выступил против строительства Израилем разделительной стены и смежных сооружений и барьеров на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, в нарушение существовавшей до 1967 года границы, которое сопровождалось уничтожением и конфискацией палестинских земельных участков и имущества, а также перемещением тысяч палестинских семей. Комитет приветствовал принятое Международным Судом 9 июля 2004 года Консультативное заключение, в котором четко указывается на то, что строительство стены является незаконным по международному праву. Комитет также приветствовал резолюцию A/RES/ES-10/15 Генеральной Ассамблеи, принятую 20 июля 2004 года, в которой признается Консультативное заключение и содержится требование о том, чтобы Израиль выполнил свои юридические обязательства, указанные в этом заключении. Комитет испытывает серьезную озабоченность по поводу того, что посредством строительства этого барьера, как утверждалось, по соображениям безопасности, правительство Израиля фактически стремилось к фактической аннексии новых палестинских земель и одностороннему определению границ будущего палестинского государства, предрешая тем самым итоги переговоров по вопросу о постоянном статусе. Позиция Комитета заключается в том, что Израиль не имеет права возводить никаких разделительных сооружений на палестинской земле. Строительство стены на оккупированной палестинской территории, в том числе в Восточном Иерусалиме и вокруг него, должно быть немедленно прекращено, а стена и смежные сооружения должны быть демонтированы с учетом положений Консультативного заключения Международного Суда и соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи. Все акты законодательных органов и органов исполнительной власти, принятые в связи с ее возведением, должны быть отменены и лишены силы. Израиль обязан выплатить возмещение палестинскому населению за весь ущерб, причиненный этим строительством. В этой связи Комитет полностью поддерживает мандат Реестра Организации Объединенных Наций для регистрации ущерба, причиненного в результате строительства стены на оккупированной палестинской территории, и призывает к его незамедлительному и всестороннему выполнению.

Позиция Комитета заключается в том, что существование и строительство израильских поселений на оккупированном Западном берегу и в Восточном Иерусалиме являются незаконными по международному праву, противоречат обязательствам Израиля по «дорожной карте» и представляют собой серьезное препятствие на пути мирного процесса. В статье 49 четвертой Женевской конвенции запрещается поселенческая деятельность и отмечается, что «оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию». Эта позиция была подтверждена в резолюции 465 (1980) Совета Безопасности, в которой говорится, что политика и практика Израиля по расселению групп своего населения и новых иммигрантов на палестинской и других арабских территориях являются грубым нарушением Конвенции. Комитет призвал к немедленному и полному замораживанию поселенческой деятельности на основе обязательств Израиля по международному праву и в соответствии с «дорожной картой», а также Аннаполисской совместной договоренностью, в которой содержится четкий призыв к прекращению расширения поселенческой деятельности, включая так называемый «естественный рост». Выполнение правительством Израиля этого требования является важнейшим показателем его политической воли в плане возобновления серьезных переговоров по всем связанным с постоянным статусом вопросов, ведущих к урегулированию конфликта на основе концепции сосуществования двух государств.

Комитет не признает притязание Израиля на то, что его столицей является весь город Иерусалим. Что касается этого вопроса, то Восточный Иерусалим признан в качестве неотъемлемой части палестинской территории, оккупированной Израилем с 1967 года. Комитет считает, что достигнутое в ходе переговоров решение вопроса о статусе Иерусалима, учитывающее политические и религиозные озабоченности всех сторон, является одним из предварительных условий для урегулирования израильско-палестинского конфликта и достижения прочного мира во всем регионе. Оно должно включать в себя международно гарантированные положения, обеспечивающие свободу вероисповедания и совести для всех жителей, а также постоянный, свободный и беспрепятственный доступ к святым местам для палестинского населения и людей всех вероисповеданий и национальностей. Любое соглашение, которое не предусматривает, что Восточный Иерусалим является столицей будущего Палестинского государства, не приведет к устойчивому миру между израильтянами и палестинцами. Комитет подтверждает, что Восточный Иерусалим является частью оккупированной палестинской территории и что Израиль, оккупирующая держава, в полной мере связан положениями международного права, включая положения четвертой Женевской конвенции. Аннексия Израилем Восточного Иерусалима не признана и не будет признана международным сообществом. Позиция Комитета заключается в том, что санкционированные правительством решения о строительстве поселений, перемещении поселенцев, разрушении домов, выселении палестинских жителей и других мерах, направленных на изменение или предполагающих изменение юридического статуса и физического и демографического характера города, противоречат международному праву и должны быть отменены и аннулированы.

Вопрос о палестинских беженцах является одним из важнейших элементов израильско-палестинского конфликта. Его справедливое и объективное урегулирование на основе резолюции 194 (III) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1948 года станет одним из существенно важных предварительных условий для установления мира между палестинцами и израильтянами, а также мира в регионе. Комитет считает, что прочное урегулирование палестинской беженской проблемы может быть достигнуто только в контексте неотъемлемого права на возвращение к очагам и имуществу, с которыми палестинцы были разлучены на протяжении последних десятилетий. Комитет считает, что проявление справедливости по отношению к палестинским беженцам и палестинскому народу в целом также включает в себя справедливую компенсацию и возмещение за те противоправные деяния, жертвами которого они стали в период оккупации. Имманентная уязвимость беженцев и тяжелые условия жизни в изгнании требуют справедливого и прочного урегулирования на основе принципов международного права и опыта, извлеченного в результате успешного урегулирования конфликтов в других частях мира. Различные планы переселения беженцев и выплаты им компенсации, разрабатываемые на протяжении ряда лет, а также большой объем работы, проделанной Ближневосточным агентством Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) по оказанию помощи и обеспечению ухода за беженцами, всегда рассматривались как временные меры, а не как альтернатива праву на возвращение.

Комитет поддерживает все усилия по урегулированию конфликта на основе предусматривающего сосуществование двух государств решения, в соответствии с которым независимое, жизнеспособное и сопредельное Государство Палестина будет располагаться рядом с Израилем в условиях мира и безопасности в рамках существовавших до 1967 года границ. Он особо подчеркивает важность безопасности, защиты и благосостояния всех гражданских лиц в регионе с учетом требований международного гуманитарного права. Комитет осуждает все акты насилия, будь то израильские вооруженные вторжения, аресты на оккупированной палестинской территории или неизбирательные палестинские ракетные обстрелы, производимые из сектора Газа. Он требует немедленного и полного прекращения всех актов насилия, включая военные нападения, уничтожение имущества и акты террора. Комитет испытывает озабоченность по поводу опасных инцидентов в плане безопасности, которые по прежнему происходят на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим и Газу, и ведут к гибели и ранениям, главным образом, мирных палестинцев. Комитет все в большей степени тревожат акты насилия, совершаемые израильскими поселенцами, широкомасштабное уничтожение общественной и частной палестинской собственности и инфраструктуры, непоправимый ущерб, причиненный историческим и культурным объектам, внутреннее переселение гражданского населения, продолжающиеся аресты палестинцев, коллективные наказания палестинского гражданского населения и серьезное ухудшение социально-экономических и гуманитарных условий палестинского народа, особенно в Газе в результате блокады. Комитет выразил удовлетворение по поводу усилий, предпринятых Палестинской администрацией и направленных на реформирование и укрепление ее служб безопасности. Он призывает стороны продолжать сотрудничество в секторе безопасности, благодаря которому укрепляется доверие на благо обеих сторон.

Комитет особо подчеркивает неотъемлемое право палестинского народа на суверенитет над природными ресурсами, подтвержденное Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ее резолюции A/RES/71/247 от 21 декабря 2016 года. В этой связи Комитет полностью поддерживает требование Ассамблеи о том, чтобы Израиль, оккупирующая держава, прекратил эксплуатировать, уничтожать, истощать и ставить под угрозу природные ресурсы или наносить им ущерб на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим. Комитет осуждает дискриминационную политику Израиля, заключающуюся в ограничении доступа палестинского населения к водным ресурсами на его собственной территории при одновременном обильном снабжении израильтян водой из этих источников, включая поселенцев на оккупированном Западном берегу и в Восточном Иерусалиме. В любом соглашении по вопросу о постоянном статусе должны быть соблюдены нормы международного права, касающиеся распределения и совместного использования грунтовых и поверхностных водных ресурсов посредством справедливого распределения на подушной основе, недопущения значительного ущерба, а также уважения обязательства предварительно уведомлять до реализации крупных проектов, которые могут повлиять на распределение водных ресурсов на соседних территориях.

Go to Top