Специальное заседание Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. Фото ООН/Райан Браун

Общие сведения

В 1975 году в своей резолюции 3376 Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций учредила данный Комитет и дала ему поручение разработать программу, предназначенную для того, чтобы дать палестинцам возможность осуществить их неотъемлемые права на самоопределение без внешнего вмешательства, национальную независимость и суверенитет; и право беженцев на возвращение к своим очагам и своему имуществу. Рекомендации Комитета были одобрены Генеральной Ассамблеей, которой Комитет ежегодно представляет доклады. Ассамблея учредила Отдел по правам палестинцев в качестве секретариата Комитета, мандат которого она с течением времени постепенно расширяет.

Комитет приветствовал проведение Мадридской мирной конференции 1991 года, а также принятие Декларации принципов о временных мерах по самоуправлению 1993 года и последующих соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП). Комитет решительно поддержал подтвержденную в резолюции 1397 (2002) Совета Безопасности цель обеспечения того, чтобы два государства, Израиль и Палестина, жили бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. Комитет приветствовал принятие дорожной карты «четверки» и Арабской мирной инициативы и призвал стороны претворять их в жизнь. Комитет работает над тем, чтобы повысить осведомленность международного сообщества обо всех аспектах вопроса о Палестине и стимулировать оказание международным сообществом помощи палестинскому народу.

Генеральная Ассамблея ежегодно продлевает срок действия мандата Комитета. При содействии Отдела по правам палестинцев Комитет организует международные совещания и конференции, сотрудничает и взаимодействует с организациями гражданского общества по всему миру, продолжает осуществлять информационно-публикационную программу и каждый год 29 ноября или в районе этой даты проводит торжественное заседание по случаю Международного дня солидарности с палестинским народом. 29 ноября Генеральная Ассамблея также начинает рассмотрение пункта повестки дня «Вопрос о Палестине», что включает рассмотрение доклада Комитета, и затем проводит голосование по 4 резолюциям, одобренным Комитетом (A/RES/72/13, A/RES/72/11, A/RES/72/12, A/RES/72/14).

UN Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People

Special meeting of Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People. UN Photo/Ryan Brown

Background

In 1975, by its resolution 3376, the UN General Assembly established the Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People (CEIRPP), and requested it to recommend a programme of implementation to enable the Palestinian people to exercise their inalienable rights to self-determination without external interference, national independence and sovereignty; and to return to their homes and property from which they had been displaced. The Committee’s recommendations were endorsed by the General Assembly, to which the Committee reports annually. The Assembly established the Division for Palestinian Rights as its secretariat and, throughout the years, has gradually expanded the Committee’s mandate.

The Committee welcomed the 1991 Madrid peace conference, as well as the 1993 Declaration of Principles and subsequent agreements reached by Israel and the PLO. The Committee has strongly supported the objective, affirmed in Security Council resolution 1397 (2002), of two States, Israel and Palestine, living side by side within secure and recognised borders. The Committee welcomed the Quartet’s Road Map, as well as the Arab Peace Initiative, and called on the parties to implement them. The Committee strives to heighten international awareness of all aspects of the question of Palestine and promote international support for and assistance to the Palestinian people.

The General Assembly renews the mandate of the Committee annually. Assisted by the Division for Palestinian Rights, the Committee organises international meetings and conferences, cooperates and liaises with civil society organizations worldwide, maintains a publications and information programme, and holds each year on 29 November or around that date a special meeting in observance of the International Day of Solidarity with the Palestinian People. Also on 29 November, the General Assembly begins its consideration of the “Question of Palestine” agenda item, which includes the report of the Committee, and later votes on the 4 resolutions (A/RES/72/13, A/RES/72/11, A/RES/72/12,   A/RES/72/14) approved by the Committee.