Мандат и задачи Комитета Организации Объединенных Наций по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа

8 января 1985 года - Захди Лабиб Терзи (второй слева), Постоянный наблюдатель Организации освобождения Палестины выступает на первом заседании Комитета в 1985 году. Фото ООН


Вопрос о Палестине впервые официально был поставлен перед Генеральной Ассамблеей в апреле 1947 года по просьбе Соединенного Королевства после окончания срока действия мандата Лиги Наций в отношении Палестины. Ассамблея постановила разделить Палестину на два государства — одно арабское и одно еврейское — с особым международным статусом для Иерусалима (резолюция 181 (II) от 29 ноября 1947 года). Хотя независимость Государства Израиль была провозглашена 14 мая 1948 года, арабское государство создано не было, поскольку этот регион стал ареной нескольких войн, и палестинская проблема с тех пор обсуждалась в Организации Объединенных Наций в рамках более широкого ближневосточного конфликта или в контексте аспектов, касающихся беженцев или прав человека* (стр. 3 информационной записки).

Только в 1974 году в результате июньской войны 1967 года и продолжающейся военной оккупации Израилем остальной части подмандатной территории Палестины вопрос о Палестине вновь появился в повестке дня Ассамблеи в качестве национального вопроса и в резолюции 3236 (XXIX) от 22 ноября 1974 года были вновь подтверждены и определены неотъемлемые права палестинцев, такие как право на самоопределение без внешнего вмешательства, право на национальную независимость и суверенитет и право на возвращение к своим очагам и своему имуществу, откуда они были перемещены и изгнаны.

В своей резолюции 3376 (XXX) от 10 ноября 1975 года Генеральная Ассамблея постановила создать Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и поставила перед ним задачу предложить программу предназначенную для того, чтобы дать палестинцам возможность реализовать свои права.

В своем первом докладе, представленном Совету Безопасности в июне 1976 года, Комитет предложил разработку двухэтапного плана возвращения палестинцев к своим очагам и своему имуществу; составление графика выведения израильских сил с оккупированных территорий к 1 июня 1977 года, предусматривающего в случае необходимости временное присутствие сил по поддержанию мира в целях облегчения процесса; прекращение строительства поселений; признание Израилем применимости четвертой Женевской конвенции к оккупированным территориям до вывода оттуда войск; и подтверждение неотъемлемого права палестинцев на самоопределение, национальную независимость и суверенитет в Палестине.

Рекомендации Комитета не были приняты Советом Безопасности, поскольку один из постоянных членов проголосовал против, и поэтому не были претворены в жизнь. Однако они были приняты подавляющим большинством голосов в Генеральной Ассамблее, которой Комитет ежегодно представляет доклады.  Ассамблея просила Комитет продолжать следить за ситуацией, связанной с вопросом о Палестине, и представлять доклады и предложения Генеральной Ассамблее или Совету Безопасности, в зависимости от обстоятельств, и содействовать в максимально возможной степени распространению информации о его рекомендациях.

Комитет является единственным органом системы Организации Объединенных Наций, который занимается исключительно вопросом о Палестине. Генеральная Ассамблея ежегодно продлевает срок действия его мандата (последний раз — в резолюции 72/13 от 6 декабря 2017 года).

Документы Комитета (на англ.яз.)

Mandate and Objectives of the United Nations Committee on the Exercise
of the Inalienable Rights of the Palestinian People

8 January 1985 - Zehdi Labib Terzi (second from left), Permanent Observer of the Palestine Liberation Organization, addressing Committee first 1985 Meeting. UN Photo

The question of Palestine was first officially brought before the General Assembly in April 1947, upon a request by the United Kingdom following the termination of its League of Nations’ Mandate over Palestine. The Assembly decided to partition Palestine into two States, one Arab and one Jewish, with a special international régime for Jerusalem (resolution 181 (II) of 29 November 1947). Although the independence of the State of Israel was declared on 14 May 1948, the Arab State did not come into being as several wars were fought in the area and the Palestine problem continued to be discussed at the United Nations as part of the larger Middle East conflict or in its refugee or human rights aspects.

It was only in 1974, as a result of the June 1967 war and the continuing military occupation by Israel of the remainder of Mandate Palestine, that the question of Palestine was reintroduced in the Assembly’s agenda as a national question and the inalienable rights of the Palestinian people were reaffirmed and specified in resolution 3236 (XXIX) of 22 November 1974, as the right to self-determination without external interference; the right to national independence and sovereignty; and the right of Palestinians to return to their homes and property, from which they had been displaced and uprooted.

In its resolution 3376 (XXX) of 10 November 1975, the General Assembly decided to establish the Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People and requested it to recommend to the Assembly a programme of implementation to enable the Palestinian people to exercise its rights.

In its first report submitted to the Security Council in June 1976, the Committee proposed a two-phase plan for the return of Palestinians to their homes and property; a timetable for the withdrawal of Israeli forces from the occupied territories by 1 June 1977, with the provision, if necessary, of temporary peacekeeping forces to facilitate the process; an end to the establishment of settlements; recognition by Israel of the applicability of the Fourth Geneva Convention to the occupied territories pending withdrawal; and endorsement of the inherent right of Palestinians to self-determination, national independence and sovereignty in Palestine.

The Committee’s recommendations were not adopted by the Security Council, due to the negative vote of a permanent member, and have not been implemented. They were, however, endorsed by an overwhelming majority in the General Assembly, to which the Committee reports annually. The Assembly reaffirmed that a just and lasting peace in the Middle East could not be established without the attainment of the inalienable rights of the Palestinian people. The Assembly also requested the Committee to keep the situation relating to the question of Palestine under review and to report and make suggestions to the General Assembly or the Security Council, as appropriate, and to promote the greatest possible dissemination of information on its recommendations.

The Committee is the only body within the United Nations exclusively devoted to the question of Palestine. Its mandate has been annually renewed by the General Assembly, most recently in resolution /72/13 of 6 December 2017.