• Палестина была одной из территорий бывшей Османской империи, находившихся под управлением Великобритании на основании мандата, выданного Лигой Наций в 1922 году. Все территории бывшей Османской империи в конечном итоге получили независимость за исключением Палестины. В число вопросов, которыми должно было заниматься государство-мандатарий, входил и вопрос о создании национального очага для еврейского народа в Палестине. (В ноябре 1917 года в так называемой «Декларации Бальфура» британское правительство провозгласило, что оно является сторонником «создания в Палестине национального очага для еврейского народа», при этом уточнялось, «что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине»). Против усиления еврейской иммиграции в Палестину решительно выступало ее арабское население, составлявшее примерно две трети всего населения территории, восставшее в 1936-1939 гг. Столкнувшись с возобновившейся эскалацией насилия, в феврале 1947 года правительство Великобритании решило вынести палестинский вопрос на рассмотрение недавно созданной Организации Объединенных Наций.
  • Рассмотрев все альтернативы, ООН постановила прекратить мандат Великобритании и создать на территории Палестины два независимых государства: Палестинское и Еврейское. Для Иерусалима был предусмотрен статус международного города, находящегося под управлением Совета по опеке ООН (Резолюция 181 (II) 1947 года). 14 мая 1948 года Великобритания объявила о прекращении мандата над Палестиной и вывела свои войска. В тот же день Еврейское агентство провозгласило создание государства Израиль на территории, отведенной ему по Плану раздела. Между арабской и еврейской общинами немедленно начались ожесточенные столкновения. На следующий день на эту территорию для оказания помощи палестинским арабам вступили регулярные войска соседних арабских государств. В войне 1948 года Израиль захватил порядка 77 процентов территории Палестины, включая большую часть Иерусалима. Более половины арабского населения Палестины бежало или было изгнано. Иордания и Египет взяли под свой контроль остальную часть территории, которая согласно резолюции 181 должна была принадлежать арабскому государству. В войне 1967 года Израиль оккупировал эти территории (сектор Газа и Западный берег), включая Восточный Иерусалим, который впоследствии был аннексирован Израилем. Война привела ко второму исходу палестинцев. Совет Безопасности ООН в резолюции 242 сформулировал принципы установления справедливого и прочного мира, который предусматривал уход Израиля с оккупированных территорий, справедливое урегулирование проблемы беженцев и отказ конфликтующих сторон от каких бы то ни было претензий.  За боевыми действиями 1973 года последовала резолюция 338 Совета Безопасности, в которой, в частности, содержится призыв к мирным переговорам. В 1974 году Генеральная Ассамблея подтвердила неотъемлемые права палестинского народа на самоопределение, национальную независимость, суверенитет и возвращение на исконные земли. В следующем году Генеральная Ассамблея учредила Комитет по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа и предоставила ООП статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее и на конференциях ООН.

  • В июне 1982 года Израиль вторгся в Ливан с намерением уничтожить базирующуюся там ООП. Вооруженные формирования ООП покинули Бейрут и были эвакуированы в соседние страны. В сентябре 1983 года Международная конференция по вопросу о Палестине утвердила следующие задачи: необходимость противостоять созданию израильских поселений и действиям Израиля в целях изменения статуса Иерусалима, признание права всех государств региона на существование в рамках признанных границ и признание законных, неотъемлемых прав палестинского народа. В 1987 году на оккупированной палестинской территории началось массовое восстание против израильской оккупации (интифада). Жесткие действия израильских сил привели к массовой гибели людей среди гражданского палестинского населения. В 1988 году собрание ООП в Алжире провозгласило создание Государства Палестина.

  • В 1991 году в Мадриде была созвана конференция в целях достижения мирного урегулирования конфликта путем прямых переговоров по двум направлениям: между Израилем и арабскими государствами и между Израилем и палестинцами на основе резолюций 242 (1967) и 338 (1973) Совета Безопасности ООН. В ходе многосторонних переговоров основное внимание должно было уделяться обще-региональным вопросам, таким как окружающая среда, водоснабжение, контроль над вооружениями, проблема беженцев. В результате ряда последующих переговоров правительство Израиля и ООП, наконец, признали друг друга. В 1993 году стороны подписали Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению (ДОП или «Соглашение в Осло»). Также были достигнуты определенные договоренности, которые привели к частичному выводу израильских сил, проведению выборов в Палестинский совет и президиум Палестинской администрации, освобождению части заключенных и созданию функционирующей администрации в районах, находящихся под палестинским самоуправлением. ООН сыграла важную роль, как в качестве гаранта легитимности процесса , так и в деле мобилизации международной помощи. Согласно ДОП решение вопроса о постоянном статусе откладывалось, а переговоры по этому вопросу в 2000 году в Кэмп-Дэвиде и в 2001 году в Табе зашли в тупик.

  • Визит Ариэля Шарона из партии Ликуд в Аль-Харам аль-Шариф (Храмовая гора) в Иерусалиме в 2000 году дал толчок второй интифаде. Израиль начал строительство разделительной стены на оккупированных территориях Западного берега. Решением Международного Суда это строительство было признано незаконным. В 2002 году Совет Безопасности подтвердил идею «двух государств», Израиля и Палестины. В 2002 году Лига арабских государств приняла Арабскую мирную инициативу. В 2003 году «международный квартет» (США, ЕС, Россия и ООН) утвердил «дорожную карту» для решения вопроса о двух государствах. Неофициальное Женевское мирное соглашение было обнародовано видными представителями израильского и палестинского гражданского общества в 2003 году. В 2005 году Израиль вывел своих поселенцев и военнослужащих из сектора Газа, с-охранив контроль над границей, морским побережьем и воздушным пространством. После палестинских парламентских выборов 2006 года «квартет» выразил поддержку палестинскому правительству при условии отказа от насилия и признания им государство Израиль. В 2007 году в Газе к власти пришел Хамас и Израиль установил блокаду этой территории. Новый раунд израильско-палестинских переговоров в Аннаполисе в 2007-2008 годах не привел к разрешению вопроса о постоянном статусе. В конце 2008 года вследствие резкого увеличения количества ракетных обстрелов израильской территории Израиль провел в Газе наземную операцию «Литой свинец». Совет Безопасности ООН принял по Газе резолюцию 1860. Нарушения международного права во время конфликта в Газе были расследованы ООН («отчет Голдстоуна»). Программа Палестинской Автономии по созданию государственных учреждений получила широкую международную поддержку. Новый раунд переговоров в 2010 году также не дал конкретных результатов. В 2011 году президент Махмуд Аббас представил заявку Палестины на членство в ООН. ЮНЕСКО признала членство Палестины. В начале 2012 года в Аммане были проведены новые израильско-палестинские переговоры. В ноябре новый конфликт между Израилем и Газой завершился достигнутой в Египте договоренностью о прекращении огня. 29 ноября 2012 года Палестине был предоставлен статус государства-наблюдателя, не являющегося членом Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея провозгласила 2014 год Международным годом солидарности с палестинским народом. Новый раунд переговоров, начатый в 2013 году, был приостановлен Израилем в апреле 2014 года после объявления с создании палестинского правительства национального консенсуса. Очередная эскалация боевых действий между Израилем и Газой произошла в июле-августе 2014 года. В 2016 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2334 по поводу израильских поселений. В 2020 г. Управление ООН по правам человека опубликовало доклад о коммерческих структурах, осуществляющих деятельность в поселениях.

• Palestine was among former Ottoman territories placed under UK administration by the League of Nations in 1922. All of these territories eventually became fully independent States, except Palestine, where in addition to “the rendering of administrative assistance and advice” the British Mandate incorporated the “Balfour Declaration” of 1917, expressing support for “the establishment in Palestine of a national home for the Jewish people”. During the Mandate, from 1922 to 1947, large-scale Jewish immigration, mainly from Eastern Europe took place, the numbers swelling in the 1930s with the Nazi persecution. Arab demands for independence and resistance to immigration led to a rebellion in 1937, followed by continuing terrorism and violence from both sides. UK considered various formulas to bring independence to a land ravaged by violence. In 1947, the UK turned the Palestine problem over to the UN.
  • After looking at alternatives, the UN proposed terminating the Mandate and partitioning Palestine into two independent States, one Palestinian Arab and the other Jewish, with Jerusalem internationalized (Resolution 181 (II) of 1947). One of the two envisaged States proclaimed its independence as Israel and in the 1948 war involving neighbouring Arab States expanded to 77 percent of the territory of mandate Palestine, including the larger part of Jerusalem. Over half of the Palestinian Arab population fled or were expelled. Jordan and Egypt controlled the rest of the territory assigned by resolution 181 to the Arab State. In the 1967 war, Israel occupied these territories (Gaza Strip and the West Bank) including East Jerusalem, which was subsequently annexed by Israel. The war brought about a second exodus of Palestinians, estimated at half a million. The Security Council in resolution 242 formulated the principles of a just and lasting peace, including an Israeli withdrawal from territories occupied in the conflict, a just settlement of the refugee problem, and the termination of all claims or states of belligerency. The 1973 hostilities were followed by Security Council resolution 338, which inter alia called for peace negotiations between the parties concerned. In 1974 the General Assembly reaffirmed the inalienable rights of the Palestinian people to self-determination, national independence, sovereignty, and to return. The following year, the General Assembly established the Committee on the Exercise of the Inalienable Rights of the Palestinian People and conferred on the PLO the status of observer in the Assembly and in UN conferences.

  • In June 1982, Israel invaded Lebanon with the declared intention to eliminate the PLO. A cease-fire was arranged. PLO troops withdrew from Beirut and were transferred to neighboring countries. Despite the guarantees of safety for Palestine refugees left behind a large-scale massacre took place in the Sabra and Shatila camps. In September 1983, the International Conference on the Question of Palestine (ICQP) adopted the following principles: the need to oppose Israeli settlements and Israeli actions to change the status of Jerusalem, the right of all States in the region to existence within secure and internationally recognized boundaries, and the attainment of the legitimate, inalienable rights of the Palestinian people. In 1987, a mass uprising against the Israeli occupation began in the Occupied Palestinian Territory (the intifada). Methods used by the Israeli forces resulted in mass injuries and heavy loss of life among the civilian Palestinian population. In 1988 the Palestine National Council meeting in Algiers proclaimed the establishment of the State of Palestine.

  • A Peace Conference was convened in Madrid in 1991, with the aim of achieving a peaceful settlement through direct negotiations along 2 tracks: between Israel and the Arab States, and between Israel and the Palestinians, based on Security Council resolutions 242 (1967) and 338 (1973). The multilateral track negotiations were to focus on region-wide issues such as the environment, arms control, refugees, water, and the economy. A series of subsequent negotiations culminated in the mutual recognition between the Government of Israel and the PLO, the representative of the Palestinian people, and the signing in 1993 of the Declaration of Principles on Interim Self-Government Arrangements (DOP or “Oslo Accord”), as well as the subsequent implementation agreements, which led to the partial withdrawal of Israeli forces, the elections to the Palestinian Council and the Presidency of the Palestinian Authority, the partial release of prisoners and the establishment of a functioning administration in the areas under Palestinian self-rule. The involvement of the UN has been essential both as the guardian of international legitimacy and in the mobilization and provision of international assistance. The 1993 DOP deferred certain issues to subsequent permanent status negotiations, which were held in 2000 at Camp David and in 2001 in Taba, but proved inconclusive.

  • The visit by Ariel Sharon of the Likud to Al-Haram Al-Sharif (Temple Mount) in Jerusalem in 2000 was followed by the second intifada. Israel began the construction of a West Bank separation wall, located mostly within the Occupied Palestinian Territory, ruled illegal by the International Court of Justice. In 2002, the Security Council affirmed a vision of two States, Israel and Palestine. In 2002 the Arab League adopted the Arab Peace Initiative. In 2003, the Quartet (US, EU, Russia, and the UN) released a Road Map to a two-State solution. An unofficial Geneva peace accord was promulgated by prominent Israelis and Palestinians in 2003. In 2005, Israel withdrew its settlers and troops from Gaza while retaining control over its borders, seashore and airspace. Following Palestinian legislative elections of 2006, the Quartet conditioned assistance to the PA on its commitment to nonviolence, recognition of Israel, and acceptance of previous agreements. After an armed takeover of Gaza by Hamas in 2007, Israel imposed a blockade. The Annapolis process of 2007-2008 failed to yield a permanent status agreement. Escalating rocket fire and air strikes in late 2008 culminated in Israeli ground operation “Cast Lead” in Gaza. The UN Security Council adopted resolution 1860. Violations of international law during the Gaza conflict were investigated by the UN (“Goldstone report“). The 2009 PA programme to build State institutions received wide international support. A new round of negotiations in 2010 broke down following the expiration of the Israeli settlement moratorium. In 2011 President Mahmoud Abbas submitted the application of Palestine for membership in the UN. UNESCO admitted Palestine as a Member. Exploratory Israeli-Palestinian talks were held in early 2012 in Amman. In November another cycle of violence between Israel and Gaza concluded with an Egyptian-brokered cease-fire. On 29 November 2012 Palestine was granted non-member observer State status in the UN. The General Assembly proclaimed 2014 an International Year of Solidarity with the Palestinian People. A new round of negotiations begun in 2013 was suspended by Israel in April 2014 following the announcement of a Palestinian national consensus Government. Another round of fighting between Israel and Gaza took place in July-August 2014.