
Мировое экономическое положение и перспективы, 2018 год : Краткое резюме
Перспективы глобального макроэкономического развития
По мере ослабления негативных последствий глобального финансового кризиса у представителей директивных органов появляются более широкие возможности для решения долгосрочных проблем, препятствующих устойчивому развитию
Последнее десятилетие было отмечено рядом масштабных экономических кризисов и потрясений, начиная с глобального финансового кризиса 2008–2009 годов, кризиса суверенной задолженности европейских стран 2010–2012 годов и заканчивая перераспределением цен на глобальных рынках сырьевых товаров в 2014–2016 годах. По мере выхода из данных кризисов и преодоления негативных последствий, которыми они сопровождались, мировая экономика укрепилась, что дает более широкие возможности в плане проведения политики, которая бы ориентировалась на решение более долгосрочных вопросов, сдерживающих устойчивое развитие в его экономическом, социальном и экологическом аспектах.
По оценкам, в 2017 году глобальный экономический рост составил 3,0 процента; этот показатель значительно превышает показатель темпов роста в 2016 году, составивший всего лишь 2,4 процента, и представляет собой максимальный с 2011 года показатель роста мировой экономики. Во многих странах продолжают улучшаться показатели занятости; примерно две трети стран показали в 2017 году более уверенный рост по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в 2018 и 2019 годах темпы роста мировой экономики сохранятся на уровне 3,0 процента.
Повышение деловой активности было неодинаковым для разных стран и регионов
Несмотря на то, что Восточная и Южная Азия по-прежнему остаются наиболее динамично развивающимися регионами мира, недавнее ускорение темпов роста мирового валового продукта обусловлено в основном более уверенным ростом экономики нескольких развитых стран. Ускорение темпов роста глобальной экономики в период 2016–2017 годов также примерно на одну треть объясняется циклическими улучшениями экономики Аргентины, Бразилии, Нигерии и Российской Федерации после выхода этих стран из рецессии. Однако недавние экономические успехи были неодинаковыми для разных стран и регионов и многие страны мира пока еще не вышли на уверенный рост. Для многих экспортеров сырьевых товаров перспективы экономического развития по-прежнему остаются неблагоприятными и подчеркивают уязвимость стран, которые в чрезмерной степени зависят от небольшого количества природных ресурсов, от колебания уровня деловой активности. Кроме того, потенциал роста мировой экономики в более долгосрочной перспективе сдерживает тот факт, что в течение длительного периода после мирового финансового кризиса наблюдались низкий объем капиталовложений и низкие темпы роста производительности.
Несмотря на улучшение инвестиционного климата, существенная политическая неопределенность и увеличение долговой нагрузки могут помешать более масштабному восстановлению инвестиционной деятельности
Низкая волатильность на финансовых рынках, снижение уязвимости банковского сектора, восстановление некоторых сырьевых отраслей и улучшение глобальных макроэкономических перспектив привели в целом к формированию более благоприятного инвестиционного климата. В целом ставки финансирования остаются низкими, и благодаря снижению надбавок за риск происходит сокращение разницы ставок доходности по финансовым инструментам многих стран с развивающейся рыночной экономикой. Это способствует все большему притоку капитала в страны с формирующейся рыночной экономикой, в том числе оживлению трансграничного кредитования, и росту объемов кредитования как в развитых, так и в развивающихся странах.
Формирование более благоприятных условий способствовало умеренному росту капиталовложений в производственную деятельность в некоторых крупных в экономическом отношении странах. Ускорение глобальной экономической активности в 2017 году примерно на 60 процентов происходило за счет валового накопления основного капитала. Однако эти результаты следует рассматривать исходя из того понимания, что они были достигнуты по сравнению с низкими начальными показателями, обусловленными двухлетним периодом очень низких темпов роста капиталовложений и длительным периодом застоя в глобальной инвестиционной деятельности. Более уверенному и масштабному оживлению инвестиционной деятельности, необходимому для поддержания роста производительности и ускорения прогресса в деле достижения целей в области устойчивого развития, могут препятствовать отсутствие четкой торговой политики, во многом отсутствие понимания относительно последствий корректировки структуры балансов основных центральных банков, а также рост уровня задолженности и накопление факторов, могущих привести к финансовой нестабильности в более долгосрочной перспективе.
Усиление протекционистских тенденций может помешать развитию мировой торговли
В 2017 году рост мировой торговли возобновился. В течение первых восьми месяцев этого года были зарегистрированы максимальные за весь посткризисный период темпы роста мирового товарооборота. Этот подъем объясняется в основном повышением спроса на импорт в странах Восточной Азии, который произошел за счет увеличения внутреннего спроса в регионе благодаря проведению политики стимулирования. В нескольких крупных развитых странах объемы импорта основных средств увеличились вследствие того, что предприятия начали реагировать на улучшение инвестиционного климата.
Недавние события, изменившие характер важнейших торговых связей, в частности решение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о выходе из Европейского союза и решение Соединенных Штатов Америки провести пересмотр Североамериканского соглашения о свободной торговле и пересмотреть условия других заключенных ими торговых соглашений, вызывают беспокойство в связи с возможным введением торговых барьеров и увеличением числа торговых споров. Ситуация может еще больше усугубиться, если другие страны примут ответные действия. Поскольку между торговлей, инвестициями и ростом производительности наблюдается прямая взаимосвязь, все большее ужесточение условий торговли может подорвать среднесрочные перспективы роста. В этих условиях проводимая политика должна быть направлена на поддержание и активизацию многостороннего сотрудничества в сфере торговли с упором на возможные выгоды от торговли услугами.
Прогресс в деле обеспечения устойчивого развития
В нескольких регионах достижению целей в области устойчивого развития препятствует слабый рост доходов на душу населения
Достижение целей в области устойчивого развития по-прежнему находится под вопросом из-за неравномерных темпов восстановления мировой экономики. Более того, сокращение в 2016 году показателей среднего дохода в четырех крупных развивающихся регионах привело к тому, что в плане достижения данных целей во многих странах недавно даже наметился регресс.
Ожидается, что в 2017–2019 годах в странах центральной, южной и западной части Африки, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна показатели валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения продолжат сокращаться или незначительно увеличатся. В этих регионах в общей сложности 275 миллионов человек проживают в условиях крайней нищеты. В этой связи важно заниматься решением ряда долгосрочных структурных проблем, которые замедляют прогресс в деле обеспечения устойчивого развития, а также не допустить еще большего подрыва усилий по достижению цели искоренения нищеты и создания достойных рабочих мест для всех. Если не решить эти проблемы, то к 2030 году четверть населения Африки окажется в условиях крайней нищеты.
Для поддержания экономического роста наименее развитых стран потребуются финансовые ресурсы, а также будет необходимо устранить институциональные недостатки и решить проблемы с безопасностью
Ожидается, что весьма небольшое число наименее развитых стран (НРС) в ближайшем будущем смогут обеспечить рост ВВП на уровне «не менее 7 процентов», — задачу, сформулированную в контексте целей в области устойчивого развития. Для достижения этой цели будет необходимо обеспечить более высокий уровень инвестиций во многих НРС. Мобилизация необходимых финансовых ресурсов может быть обеспечена за счет сочетания внутренних и международных, государственных и частных источников финансирования. Вместе с тем ускорению прогресса во многих наименее развитых странах препятствуют институциональные проблемы, отсутствие необходимой базовой инфраструктуры, высокая уязвимость перед лицом неблагоприятных погодных явлений и стихийных бедствий, а также проблемы в плане безопасности и политическая неопределенность. Эти проблемы должны быть решены, чтобы имеющиеся финансовые средства могли быть эффективно вложены в производственную деятельность.
В условиях ускоренного экономического роста возрастает необходимость учета связей с экологической устойчивостью
Ускорение экономического роста связано также с экологическими издержками. Все более частыми становятся потрясения, связанные с погодными явлениями, в связи с чем насущно необходимыми представляются задачи повышения устойчивости перед лицом изменения климата и сдерживания темпов ухудшения состояния окружающей среды. Несмотря на то, что глобальный объем выбросов углерода, связанных с энергетикой, оставался неизменным в период 2013–2016 годов, возврат к более высоким темпам роста ВВП может привести к увеличению объема выбросов.
Выбросы при международных морских и воздушных перевозках не регулируются Парижским соглашением, хотя в течение последних 25 лет объемы выбросов, относящихся к указанным двум категориям, росли быстрее, чем выбросы автомобильного транспорта, и с 2013 года замедления темпов увеличения объемов таких выбросов не происходило. Хотя в сфере морских и воздушных перевозок были приняты более жесткие меры против загрязнения воздуха, не ясно, будет ли действующих мер достаточно для сокращения выбросов до уровней, соответствующих целям Парижского соглашения.
Переход к устойчивой энергетике по-прежнему происходит постепенно
Переход к устойчивой энергетике происходит постепенно. Более половины всех недавно введенных генерирующих мощностей используют возобновляемые источники энергии, однако общая доля таких источников в структуре мирового производства электроэнергии по-прежнему составляет лишь около 11 процентов. Крупнейшим инвестором в возобновляемые источники энергии остается Китай; в 2017 году развитию возобновляемых источников энергии будут способствовать масштабные проекты использования энергии ветра в Австралии, Германии, Китае, Мексике, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. В настоящее время, когда многие страны, особенно в Африке, по прежнему сталкиваются с серьезной нехваткой энергоснабжения, имеются богатые возможности посредством своевременного принятия рациональных стратегий и вложения средств заложить основы для будущего экологически устойчивого роста.
Факторы неопределенности и риски
На перспективах экономического развития по-прежнему могут отрицательно сказаться изменения в торговой политике, резкое ухудшение глобальной финансовой конъюнктуры и рост геополитической напряженности
Хотя многие факторы уязвимости, сохранявшиеся после глобального финансового кризиса, уже стоят не так остро, ряд факторов неопределенности и риска все еще сохраняются. Отсутствие четкой политики делает более туманными перспективы, касающиеся мировой торговли, помощи в целях развития, достижения задач в области миграции и изменения климата и может затормозить процесс оживления инвестиционной активности и рост производительности в мировой экономике. Рост геополитической напряженности может усугубить курс на более односторонние действия и изоляцию. Продолжительный период избытка ликвидности на глобальных рынках и низкой стоимости заемных средств способствовали дальнейшему повышению глобальной долговой нагрузки и накоплению финансовых диспропорций. Это связано также с нынешним высоким уровнем цен на активы, который может свидетельствовать о том, что в текущих ценах недостаточно учитываются имеющиеся риски.
Многие развивающиеся страны, особенно страны с более открытыми рынками капитала, уязвимы перед лицом резкого повышения восприимчивости к риску, нерегулируемого сокращения ликвидности на мировых рынках и внезапного вывода капитала. К таким резким изменениям может привести нормализация кредитно-денежной политики в странах с развитой экономикой. Действия центральных банков развитых стран являются по большому счету новаторскими и не имеют исторических прецедентов. Поэтому финансовые рынки будут менее предсказуемо реагировать на любые изменения политики, чем во время прошлых периодов экономического подъема, и поэтому становится выше риск стратегических просчетов.
Проблемы проводимой политики и дальнейшие действия
Параллельный рост экономики крупных стран, стабильная рыночная конъюнктура и отсутствие серьезных негативных потрясений открывают возможности в плане изменения курса проводимой политики
Несмотря на сохранение ряда факторов риска и неопределенности, в настоящее время наблюдаются синхронизация в ведущих в экономическом отношении странах фаз цикла экономической активности, стабильность рыночной конъюнктуры и отсутствие негативных потрясений, в частности скачков цен на сырьевые товары.
По мере формирования условий, благоприятствующих большей стабильности в мировой экономике, уменьшилась необходимость уделять внимание мерам, направленным на преодоление последствий экономического кризиса и обеспечение краткосрочной макроэкономической стабилизации. Помимо улучшения инвестиционных условий, открываются более широкие возможности в плане смещения акцента проводимой политики на решение более долгосрочных вопросов, таких как укрепление экологической составляющей экономического роста, повышение его всеохватности и устранение институциональных недостатков, препятствующих развитию.
Изменение акцента проводимой политики с учетом необходимости решения этих задач и максимального увеличения сопутствующих выгод между целями в области развития может привести к активизации инвестиций, повышению занятости и обеспечить более устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе. Нынешние капиталовложения, в частности в развитие образования, расширение доступа к медицинским услугам, повышение устойчивости к изменению климата, повышение эффективности институтов, а также расширение охвата финансовыми услугами и цифровыми технологиями, будут способствовать экономическому росту и созданию рабочих мест в краткосрочной перспективе. Это позволит также ускорить прогресс в деле достижения социальных и экологических целей и мобилизации долгосрочного потенциала для устойчивого роста.
Изменение курса проводимой политики должно быть подчинено решению четырех конкретных задач: обеспечение большей диверсификации экономики, сокращение неравенства, укрепление финансовой архитектуры и устранение институциональных недостатков
В нынешних макроэкономических условиях представители директивных органов должны уделять основное внимание четырем конкретным областям. В первую очередь невозможно не упомянуть давно назревшую необходимость обеспечить диверсификацию экономики тех стран, которые по-прежнему сильно зависят от нескольких основных сырьевых товаров. Этот тезис подтверждают недавние тяжелые экономические трудности, вызванные изменением цен на сырьевые товары.
Для обеспечения сбалансированного и устойчивого роста в будущем чрезвычайно важно также остановить рост неравенства и принять меры для решения этой проблемы. Для этого требуется принять краткосрочные меры для повышения уровня жизни наиболее обездоленных групп населения и более долгосрочные стратегии, направленные на обеспечение равных возможностей, такие как инвестиции в развитие детей в раннем возрасте, расширение доступа к услугам в области здравоохранения и образования, а также инвестиции в строительство сельских дорог и электрификацию.
Третьей важнейшей сферой является реформа глобальной финансовой архитектуры с учетом Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года и Аддис-Абебской программы действий. Для этого требуются создание новых правил обеспечения устойчивого финансирования и постепенный переход от задачи быстрого извлечения прибыли к долгосрочной цели создания добавленной стоимости, социально и экологически ответственным образом. Меры макропруденциального регулирования в сочетании с мерами денежно-кредитной, налогово-бюджетной и валютной политики могут способствовать достижению этих целей посредством обеспечения финансовой стабильности и ограничения накопления финансовых рисков.
Наконец, неэффективное управление и политическая нестабильность остаются основными препятствиями на пути достижения целей, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В то же время более уверенного роста мировой экономики как такового недостаточно, чтобы облегчить участь лиц, пострадавших от конфликтов, когда существует мало возможностей для достижения реального прогресса на пути к устойчивому развитию. В число приоритетных задач должна входить активизация усилий в поддержку предотвращения и урегулирования конфликтов, а также устранение институциональных недостатков, лежащих в основе многих из этих проблем.
- Мировое экономическое положение и перспективы, 2018 год: пресс-релиз
- Мировое экономическое положение и перспективы, 2018 год: Краткое резюме
- Мировое экономическое положение и перспективы, 2018 год: экономическая деятельность на пространстве СНГ оживляется
Follow Us