Организация Объединенных Наций — многосторонняя организация с практически всеобщим охватом. За редкими исключениями, правила и положения Организации Объединенных Наций применяются ко всем 193 государствам-членам. Однако оперативная деятельность системы Организации Объединенных Наций в целях развития организована по бинарной логике: «развитые» страны предоставляют финансирование структурам Организации Объединенных Наций, а «развивающиеся» страны получают поддержку со стороны Организации.
В свете продолжающихся обсуждений в рамках инициативы Генерального секретаря Организации Объединенных Наций «ООН-80» мы предлагаем Организации Объединенных Наций реформировать свою деятельность в области развития, чтобы обеспечить вовлечение всех государств-членов. Универсализация функций Организации Объединенных Наций в области развития, то есть наделение компонента развития Организации полномочиями взаимодействовать со странами всех категорий дохода, является ключевым шагом на пути к созданию более эффективной многосторонней системы развития.
Структуры развития Организации Объединенных Наций находятся под давлением
Список проблем, с которыми сталкиваются существующие структуры развития Организации Объединенных Наций, обширен. С нормативной точки зрения, устоявшаяся динамика отношений «Север-Юг» была явно поставлена под сомнение Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой Цели устойчивого развития (ЦУР) изложены в качестве рамок «для всего» мира, как для «развитых, так и для развивающихся стран». В финансовом отношении недавнее сокращение финансирования со стороны основных доноров ставит под сомнение традиционную роль системы развития Организации Объединенных Наций как канала официальной помощи в целях развития (ОПР), предоставляемой богатыми государствами-членами.
В структурном плане рост уровня доходов в так называемых «развивающихся странах» может привести к постоянному снижению глобальной роли структур Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами развития, если они продолжат взаимодействовать только со странами с низким и средним уровнем дохода. Китайская Народная Республика — лишь наиболее яркий пример стран, находящихся на пути к переходу в категорию стран с высоким уровнем дохода. Согласно действующим правилам, структурам Организации Объединенных Наций, занимающимся вопросами развития, придется либо закрыть свои представительства в таких странах после переходного периода, либо искать альтернативные источники финансирования.
Аргументы в пользу универсальности
Несмотря на эти трудности, система развития Организации Объединенных Наций по-прежнему отражает отношения донор-получатель, характерные для традиционной системы ОПР, в рамках которой помощь в целях развития (или «помощь») рассматривается в первую очередь как средство, позволяющее «развивающимся» странам догнать «развитые». Пока что она не смогла адаптироваться к парадигме устойчивого развития, в рамках которой потребности, связанные с развитием, больше не могут рассматриваться как упрощённая функция уровня дохода страны.
По обе стороны раздела Север-Юг, который во многом является искусственным, страны сталкиваются не только с общими внутренними проблемами, такими как неравенство или социальная поляризация, но и с коллективными транснациональными вызовами, такими как изменение климата, пандемии и миграционные процессы. Более сложная картина устойчивого развития также отражается в том, что некоторые страны с высоким уровнем дохода значительно отстают в достижении некоторых целей устойчивого развития, таких как ответственное потребление. Негативные побочные эффекты их экономик определяют перспективы развития в других странах; ЦУР вряд ли будут достигнуты без принятия этими странами обязательств по структурным изменениям.

Помимо этих функциональных вопросов, существует также политическая потребность в более универсальном подходе к управлению развитием Организации Объединенных Наций, характеризующемся более горизонтальными отношениями между государствами-членами. В настоящее время система развития Организации Объединенных Наций в значительной степени функционирует в соответствии с традиционным режимом ОПР, основанным на идее о том, что традиционные доноры предоставляют ресурсы для поддержки и совместного формирования политики «развивающихся» стран. Исключительное разделение стран на «доноров» и «получателей» (т. е. «стран осуществления программ») порождает нездоровую многосторонность, которая в конечном итоге подрывает способность Организации эффективно решать глобальные проблемы.
В отсутствие существенной роли глобального управления и под сильным влиянием целевого финансирования, предоставляемого странами-донорами, система развития Организации Объединенных Наций скатилась к роли поставщика услуг исключительно для «развивающихся» стран. Это закрепляет символическое неравенство и способствует ослаблению оперативной деятельности. Односторонняя роль поставщика услуг привела к тому, что Организация стремится к развитию, казалось бы, аполитичными и бюрократическими методами, исходя из того, что развитие «там» происходит иначе, чем «здесь». В действительности необходима новая глобальная политика знаний и трансграничного обучения.
Более универсальный подход к разработке
Учитывая эти анахроничные явления, мы считаем, что универсализация компонента развития Организации Объединенных Наций является ключевым шагом на пути к тому, чтобы Организация оказывала поддержку государствам-членам в процессах устойчивого развития и оставалась значимым участником этих процессов. Однако расширение деятельности Организации Объединенных Наций в области развития на «развитые» страны не должно ограничиваться простой интеграцией последних в существующие сети страновых отделений Организации.
Вместо этого мы предлагаем более рациональную и дифференцированную модель взаимодействия со странами с высоким уровнем дохода, требующую целенаправленного подхода, ориентированного на предоставление консультаций. Механизмы взаимодействия на страновом уровне были бы сосредоточены на консультировании, участии в общественных дебатах и предоставлении ограниченной, строго целенаправленной оперативной поддержки.
На глобальном уровне система развития Организации Объединенных Наций должна сосредоточиться на трех функциях.
Во-первых, Организация Объединенных Наций должна обеспечить более инклюзивную платформу управления с более выраженными элементами взаимной подотчётности. Например, если доноры могут формировать взаимодействие со странами, в которых реализуются программы, устанавливая приоритеты политики в стратегических планах структур Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами развития, то страны с низким и средним уровнем дохода должны иметь возможность вносить аналогичный вклад в решение проблем в странах с высоким уровнем дохода.
Во-вторых, ключевая функция поддержки развития должна быть сосредоточена на мониторинге проблем устойчивого развития и передовых практик, способствующих их решению. Хотя Организация Объединенных Наций уже отслеживает реализацию ЦУР, более глубокий анализ тенденций и проблем — с акцентом на внешние факторы — может быть использован для поиска практических решений и создания более убедительных идей, понятных аудитории по всему миру.

В-третьих, система развития Организации Объединенных Наций должна способствовать обмену опытом, преодолевая существующие разногласия. Хотя проблемы устойчивого развития часто выходят за рамки национальных границ, основное внимание в сфере развития Организации Объединенных Наций по-прежнему сосредоточено на «развивающихся» странах, в то время как такие организации, как Организация экономического сотрудничества и развития, концентрируются на «развитых». Поскольку такой фрагментарный подход ограничивает взаимопонимание и препятствует сотрудничеству, Организация Объединенных Наций как квазиуниверсальная организация предоставляет наилучшую доступную основу для преодоления глубоко укоренившихся барьеров.
Политическая экономия универсализации деятельности Организации Объединенных Наций в области развития
Более универсальный подход к работе Организации Объединенных Наций в области развития, вероятно, вызовет существенные возражения с обеих сторон разрыва между Севером и Югом. Однако исключительная ориентация на право на помощь или попытки защитить привилегированные позиции в многосторонних отношениях отражают устаревшую парадигму отношений Севера и Юга, которая игнорирует более широкую миссию Организации Объединенных Наций. Устав Организации Объединенных Наций подчеркивает «сотрудничество в решении международных проблем», а Повестка дня на период до 2030 года расширяет это понятие, включая вопросы глобальной устойчивости. Универсальный подход к многосторонней работе в области развития мог бы повысить значимость Организации для всех государств-членов и способствовать решению трансграничных проблем — от миграции до энергоснабжения.
Страны с высоким уровнем дохода смогут рассчитывать на поддержку Организации Объединенных Наций в решении подобных проблем, которые во многих случаях уже серьёзно ограничили их внутреннее пространство для маневра. Для «развивающихся» стран более универсальная поддержка развития со стороны Организации Объединенных Наций обеспечит большее равенство и более весомый голос в управлении развитием и его обсуждении, что позволит им эффективнее привлекать «развитые» государства к ответственности по вопросам, которые они считают критически важными для перспектив своего развития.
В целом, Организации Объединённых Наций необходимо адаптироваться к новым реалиям, которые существенно отличаются от того, каким был мир, когда впервые появилось различие между «развитыми» и «развивающимися» странами. Универсализация деятельности Организации Объединенных Наций в области развития — это не только необходимый, но и осуществимый шаг к тому, чтобы Организация, несмотря на текущие трудности, оставалась гарантом многостороннего сотрудничества. Государствам-членам следует воспользоваться подготовкой к разработке глобальной рамочной программы развития на период после 2030 года, чтобы совместно наметить контуры действительно универсальной системы развития Организации Объединенных Наций.
Данная статья была подготовлена с помощью машинного перевода; были предприняты усилия для обеспечения точности перевода. Организация Объединенных Наций не несет ответственности за возможные ошибки или неточности, возникшие в результате машинного перевода. В случае возникновения вопросов, связанных с точностью информации, представленной в данном переводе, рекомендуется обратиться к оригиналу статьи на английском языке.
The UN Chronicle is not an official record. It is privileged to host senior United Nations officials as well as distinguished contributors from outside the United Nations system whose views are not necessarily those of the United Nations. Similarly, the boundaries and names shown, and the designations used, in maps or articles do not necessarily imply endorsement or acceptance by the United Nations.



