Изъятия из оружейных эмбарго

I. Соответствующие резолюции Совета Безопасности и руководящие принципы Комитета

Изъятия из оружейных эмбарго предусмотрены в следующих документах:

II. Кто может направлять просьбы или уведомления об изъятии из оружейного эмбарго?

Только государства-члены (обычно через свои постоянные представительства при Организации Объединенных Наций) и международные, региональные или субрегиональные организации могут направлять просьбы или уведомления об изъятии из оружейного эмбарго.

III. Какие типы изъятий из оружейного эмбарго существуют в настоящее время?

Существует четыре типа изъятий из оружейного эмбарго:

  • для рассмотрения Комитетом;
  • для развития сил безопасности федерального правительства Сомали;
  • для информации Комитета;
  • постоянные изъятия;
     

1. Изъятия из оружейного эмбарго для рассмотрения Комитетом

a) Во исполнение пункта 7 постановляющей части резолюции 2111 (2013) поставка предметов, перечисленных в приложении к резолюции 2111 (2013), федеральному правительству Сомали осуществляется при условии предварительного утверждения Комитетом. Подобного рода просьбы должны содержать следующую информацию:

  1. тип и технические спецификации подлежащих доставке вооружений, боеприпасов, военного снаряжения и материальных средств;
  2. транспортное средство, которое будет использовано для поставки имущества;
  3. предполагаемая дата доставки груза;
  4. конкретное место доставки груза в Сомали.

b) Во исполнение пункта 11 а) резолюции 2111 (2013) и в соответствии с дополнительными разъяснениями, которые содержатся в Руководящих принципах работы Комитета и подготовленной им Памятке по вопросам осуществления №2, просьбы о предоставлении разрешений на поставки оружия и военного снаряжения и оказание технической помощи, которые предназначаются исключительно для содействия становлению сомалийских органов безопасности, помимо сил безопасности федерального правительства Сомали, должны предварительно представляться на утверждение Комитетом.Подобного рода уведомления должны содержать следующую информацию:

  1. тип и технические спецификации снаряжения и/или технической помощи и подготовки;
  2. предполагаемый получатель и конечный пользователь снаряжения и/или технической помощи и подготовки;
  3. транспортное средство, которое будет использовано для поставки снаряжения;
  4. пункт ввоза в Сомали

2. Изъятия из оружейного эмбарго в целях становления сил безопасности федерального правительства Сомали

a) Во исполнение пункта 3 постановляющей части резолюции 2142 (2014) уведомления обо всех поставках оружия, боеприпасов или военной техники или о предоставлении консультаций, помощи или услуг по подготовке, которые предназначены исключительно для становления сил безопасности федерального правительства Сомали, должны направляться в Комитет для информации не менее чем за пять дней.

Просьба принять к сведению, что федеральное правительство Сомали несет главную ответственность за представление таких уведомлений и что государства-члены и международные, региональные или субрегиональные организации, предоставляющие помощь, могут, в качестве альтернативы, сами направить такое  уведомление. Такие уведомления должны содержать следующую информацию:

  1. подробную информацию о производителе и поставщике оружия и боеприпасов;
  2. описание подлежащих доставке оружия и боеприпасов, включая тип, калибр и количество;
  3. предполагаемую дату доставки;
  4. конкретную дату доставки;
  5. всю соответствующую информацию, касающуюся предназначаемого подразделения-получателя в национальных силах безопасности Сомали или предполагаемого места хранения.

b) Во исполнение пункта 6 постановляющей части резолюции 2142 (2014) федеральное правительство Сомали должно не позднее чем через 30 дней после поставки оружия или боеприпасов представить Комитету письменное подтверждение завершения поставки, о которой Комитет был уведомлен во исполнение пункта 3 резолюции 2142 (2013), с указанием:

  1. серийных номеров поставленных единиц оружия и боеприпасов;
  2. отгрузочных данных, коносамента, грузовых манифестов или упаковочных листов;
  3. конкретного места хранения.

Просьба принять к сведению, что государства-члены, международные, региональные или субрегиональные организации, осуществившие такую поставку, поощряются также представлять аналогичную информацию в сотрудничестве с федеральным правительством Сомали.

c) В соответствии с пунктом 24 резолюции 2444 (2018) федеральное правительство Сомали обеспечивает учет уведомлений о подразделениях национальных сил безопасности Сомали, получающих импортируемое оружие или боеприпасы, сообразно с пунктом 7 резолюции 2142 (2014) в регулярных докладах, представляемых федеральным правительством Сомали Совету Безопасности во исполнение пункта 20 резолюции 2444 (2018).

3. Просьбы об изъятии из оружейного эмбарго, представляемые для информации Комитета

Во исполнение пункта 10 (g) постановляющей части резолюции 2111 (2013) уведомления о поставках несмертоносного военного снаряжения, предназначенного исключительно для использования в гуманитарных или защитных целях, должны представляться для информирования Комитета. Такие уведомления должны содержать следующую информацию:

  1. тип и технические спецификации снаряжения;
  2. предполагаемый получатель и конечный пользователь снаряжения;
  3. описание гуманитарных или защитных целей, в которых оно будет использоваться;
  4. транспортное средство, которое будет использовано для поставки этого снаряжения;
  5. пункт ввоза в Сомали.

Просьба принять к сведению, что в тех случаях, когда просьба или уведомление не содержит всю необходимую информацию, Председатель Комитета может запросить дополнительную информацию у государства-члена, международных, региональных или субрегиональных организаций, которые представили просьбу или уведомление.

4. Постоянные изъятия из оружейного эмбарго

Во исполнение пункта 10 постановляющей части резолюции 2111 (2013) оружейное эмбарго не распространяется на следующие материальные средства и получателей. В силу этого на рассмотрение или для информации Комитета не нужно представлять никакой просьбы или уведомления.

a) поставки оружия или военного снаряжения или предоставление помощи, которые предназначаются исключительно для поддержки персонала Организации Объединенных Наций или для использования персоналом Организации Объединенных Наций, включая Миссию Организации Объединенных Наций по содействию Сомали (МООНСОМ);

b) поставки оружия и военного снаряжения и техническую подготовку и помощь, которые предназначаются исключительно для поддержки Миссии Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) или для использования в этой миссии;

c) поставки оружия или военного снаряжения или предоставление помощи, которые предназначаются исключительно для поддержки стратегических партнеров АМИСОМ или для использования стратегическими партнерами АМИСОМ, действующими исключительно в рамках стратегической концепции Африканского союза от 5 января 2012 года (или в рамках последующих стратегических концепций Африканского союза) и в сотрудничестве и координации с АМИСОМ;

d) поставки оружия и военного снаряжения, техническую подготовку и помощь, которые предназначаются исключительно для поддержки Учебной миссии Европейского союза в Сомали или для использования в этой миссии;

e) поставки оружия и военного снаряжения, которые предназначаются исключительно для использования государствами-членами или международными, региональными и субрегиональными организациями, осуществляющими меры для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали, по просьбе федерального правительства Сомали, направленной с ведома Генерального секретаря, при условии, что любые меры принимаются в соответствии с применимыми нормами международного гуманитарного права и международными стандартами в области прав человека;

f) поставки защитного обмундирования, включая бронежилеты и каски, временно ввозимого в Сомали исключительно для личного пользования персоналом Организации Объединенных Наций, представителями средств массовой информации и сотрудниками гуманитарных организаций и организаций, занимающихся вопросами развития, и связанным с ними персоналом.

IV. Каким образом направлять просьбы об изъятиях из общего оружейного эмбарго?

Просьбы о включении в перечень направляйте:

  • Председателю Комитета Его Превосходительству г-ну Марку Пекстену де Бёйтсверве (Бельгия)  через Постоянное представительство Бельгии при Организации Объединенных Наций.

Просьба также направлять копию:

V. Принятие решений в Комитете

Председатель проинформирует в письменной форме государства-члены (обычно через их постоянные представительства при Организации Объединенных Наций), международные, региональные или субрегиональные организации о решении Комитета в отношении рассмотрения просьбы об изъятии.

Arms Embargo

I. Relevant paragraphs of Security Council resolutions and Committee Guidelines

The exemptions from the arms embargo on Somalia are provided for by the following:

  • Security Council Resolution 2444 (2018): paragraphs 14-16
  • Security Council Resolution 2385 (2017): paragraphs 2 to 4
  • Security Council Resolution 2142 (2014): paragraphs 2 to 9
  • Security Council Resolution 2111 (2013): paragraphs 6 to 11
  • Committee Guidelines: Section 10

II. Who is entitled to submit the arms embargo exemption requests or notifications?

Only Member States (usually through their Permanent Missions to the United Nations) and international, regional or subregional organizations can submit arms embargo exemption requests or notifications.

III. What type of arms embargo exemptions are currently in force?

There are four types of arms embargo exemptions:

  • for the Committee’s consideration;
  • for the development of Security Forces of the Federal Government of Somalia;
  • for the Committee’s information;
  • standing exemptions;

1. Arms embargo exemptions for the Committee’s consideration

a) Pursuant to paragraph 7 of resolution 2111 (2013), supplies of items contained in the annex of resolution 2111 (2013) to the Federal Government of Somalia are to be submitted for Committee’s consideration, in advance and on a case-by-case basis. Such requests must contain the following information:

  1. The type and technical specification of weapons, ammunitions, military equipment and material to be delivered;
  2. The means of transport to be used for the supply of the equipment;
  3. The proposed date of delivery;
  4. The specific place of delivery in Somalia.

b) Pursuant to paragraph 11 (a) of resolution 2111 (2013), and as further clarified in the Committee’s Guidelines and its Implementation Assistance Notice No.2, supplies of weapons or military equipment and technical assistance solely for the purposes of helping develop Somali security sector institutions other than the Security Forces of the Federal Government of Somalia are to be submitted for Committee’s consideration, in advance. Such notifications must contain the following information:

  1. The type and technical specification of the equipment and/or technical assistance and training;
  2. The intended recipient and end-user of the equipment and/or of the technical assistance and training;
  3. The means of transport to be used for the supply of the equipment;
  4. The port of entry into Somalia.

2. Arms embargo exemptions for the development of Security Forces of the Federal Government of Somalia (advance notifications for the Committee’s information)

a) Pursuant to paragraph 14 of resolution 2444 (2018), notifications of deliveries of weapons, ammunition or military equipment or the provision of advice, assistance or training intended solely for the development of the Security Forces of the Federal Government of Somalia (except in relation to deliveries of the items set out in the annex of resolution 2111 (2013)) are to be submitted for Committee’s information, at least five days in advance.

Please Note that the Federal Government of Somalia has the primary responsibility to submit such notifications and that, in the alternative, the Member State, international, regional or subregional organization delivering assistance may also submit such notifications. Notifications must contain the following information:

  1. Details of the manufacturer and supplier of the arms and ammunition;
  2. A description of the arms and ammunition to be delivered, including the type, calibre and quantity;
  3. The proposed date of delivery;
  4. The specific place of delivery;
  5. All relevant information concerning the intended destination unit in the Somali National Security Forces, or the intended place of storage.

b) Pursuant to paragraph 6 of resolution 2142 (2014), the Federal Government of Somalia must, no later than 30 days after the delivery of arms or ammunition, submit to the Committee a written confirmation of the completion of deliveries, notified pursuant to paragraph 3 of resolution 2142 (2013), including:

  1. The serial numbers for the arms and ammunition delivered;
  2. Shipping information, bill of lading, cargo manifests or packing lists;
  3. The specific place of storage.

Please Note that the supplying Member State, international, regional or subregional organization is encouraged to submit this information as well, in cooperation with the Federal Government of Somalia.

c) Pursuant to paragraph 24 of resolution 2444 (2018), the Federal Government of Somalia shall incorporate the notifications regarding the destination unit in the Somali National Security Forces upon distribution of imported arms and ammunition, detailed in paragraph 7 of resolution 2142 (2014), into the regular FGS reporting to the Security Council requested in paragraph 20 of resolution 2444 (2018).

3. Arms embargo exemptions for the Committee’s information

Pursuant to paragraph 10 (g) of resolution 2111 (2013), supplies of non-lethal equipment intended solely for humanitarian and protective use are to be submitted for Committee’s information. Such notifications must contain the following information:

  1. The type and technical specification of the equipment;
  2. The intended recipient and end-user of the equipment;
  3. The humanitarian or protective use to which it will be put;
  4. The means of transport to be used for the supply of the equipment;
  5. The port of entry into Somalia;

Please Note that where a request or a notification does not contain all the information, the Chair of the Committee may seek further information from the Member State, international, regional or subregional organizations that submitted the request or the notification.

4. Standing Arms Embargo exemptions

Pursuant to paragraph 10 of resolution 2111 (2013), the following materials and recipients are exempt from the arms embargo. As such, no request or notification needs to be submitted to the Committee for its consideration or information.

a) Supplies of weapons or military equipment or the provision of assistance, intended solely for the support of or use by United Nations personnel, including the United Nations Assistance Mission in Somalia (UNSOM);

b) Supplies of weapons and military equipment, technical training and assistance intended solely for the support of or use by the African Union Mission in Somalia (AMISOM);

c) Supplies of weapons or military equipment or the provision of assistance intended solely for the support of, or use by, AMISOM’s strategic partners, operating solely under the African Union Strategic Concept of 5 January 2012 (or subsequent AU strategic concepts), and in cooperation and coordination with AMISOM;

d) Supplies of weapons and military equipment, technical training and assistance intended solely for the support of or use by the European Union Training Mission (EUTM) in Somalia;

e) Supplies of weapons and military equipment destined for the sole use of Member States or international, regional and subregional organizations undertaking measures to suppress acts of piracy and armed robbery at sea off the coast of Somalia, upon the request of the Federal Government of Somalia for which it has notified the Secretary-General, and provided that any measures undertaken shall be consistent with applicable international humanitarian and human rights law;

f) Supplies of protective clothing, including flak jackets and military helmets, temporarily exported to Somalia by United Nations personnel, representatives of the media and humanitarian and development workers and associated personnel for their personal use only.

IV. How to make the request for exemptions from the general arms embargo?

Please address requests/notifications in connection with arms embargo exemptions to:

  • The Chair of the Committee, His Excellency Mr. Marc Pecsteen de Buytswerve, through the Permanent Mission of Belgium to the United Nations

With copies to:

V. Decision-making of the Committee

The Chair will inform in writing the Member States (usually through their Permanent Missions to the United Nations), international, regional or subregional organizations of the decision of the Committee regarding its consideration of exemption requests.