THE ORGANIZATION OF AL-QAIDA IN THE ISLAMIC MAGHREB

QDe.014
THE ORGANIZATION OF AL-QAIDA IN THE ISLAMIC MAGHREB
Дата публикации резюме на сайте Комитета: 
28 March 2011
Дата обновления резюме: 
07 November 2013
27 November 2013
16 December 2013
27 December 2013
09 September 2014
03 February 2016
18 January 2018
Критерии включения в список: 

Организация «Аль-Каида» в странах исламского Магриба была первоначально включена в перечень под названием «Салафистская группа проповеди и джихада» 6 октября 2001 года в соответствии с пунктом 8(с) резолюции 1333 (2000) как организация, связанная с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном или «Талибаном», за «участие в финансировании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности в связи с [«Аль-Каидой» (QDe.004)], под [ее] именем, от [ее] имени или в [ее] поддержку».

Дополнительная информация: 

Организация «Аль-Каида» в странах исламского Магриба (АКИМ) была создана Хассаном Хаттабом в 1998 году в Алжире под названием «Салафистская группа проповеди и джихада» (СГПД). СГПД отделилась от Вооруженной исламской группы (QDe.006) — самой крупной и наиболее радикальной террористической группы, действовавшей в то время в Алжире. СГПД была переименована в АКИМ в январе 2007 года после присоединения к «Аль-Каиде» (QDe.004), о чем руководитель «Аль-Каиды» Айман Мухаммед Раби аз-Завахири (QDi.006) объявил 11 сентября 2006 года.

АКИМ совершила многочисленные нападения на сотрудников и объекты правоохранительных органов и органов безопасности Алжира в соответствии с заявленной ею целью свергнуть правительство Алжира и создать исламский халифат. После официального присоединения АКИМ к «Аль-Каиде» она расширила список потенциальных целей и заявила о том, что намерена совершать нападения на граждан и объекты западных стран. В конце 2006 — начале 2007 года АКИМ совершила в Алжире ряд нападений на транспортные средства с иностранцами. В декабре 2007 года АКИМ совершила нападение на представительство Организации Объединенных Наций в городе Алжире, в результате которого было убито 17 человек; одновременно с этим нападение было совершено на Конституционный совет Алжира.

СГПД, в том числе после переименования в АКИМ, совершала многочисленные похищения иностранцев в целях получения выкупа; первым таким случаем стало похищение в феврале 2003 года 32 туристов на юге Алжира; за ним последовали другие похищения в Тунисе, Нигере, Мали и Мавритании.

Руководителем АКИМ является Абдельмалек Друкдель (QDi.232). Организация действует в основном на северном побережье Алжира и в пустынных районах на юге Алжира, на севере Мали, востоке Мавритании и западе Нигера. Финансирование организации обеспечивается за счет поступлений от ячеек в Европе, вымогательств и похищений людей.

Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА) (QDe.134) является группой, отколовшейся от АКИМ.

В октябре 2011 года руководитель АКИМ Абдельмалек Друкдель (QDi.232) решил найти прикрытие в целях распространения сферы деятельности его террористической организации на Сахель и усиления контроля, осуществлявшегося ею над северной частью Мали.

АКИМ хотела создать якобы независимое движение, которое скрыло бы свои настоящие корни благодаря отказу от использования названия «Аль-Каида». АКИМ предложила, чтобы эту новую группу возглавил Ияд аг-Гали (QDi.316). С момента создания группы «Ансар ад-Дин» (QDe.135) она и ее руководитель Ияд аг-Гали пользуются непрерывной поддержкой со стороны АКИМ:

  • военная поддержка: с 24 января 2012 года, когда произошло боестолкновение в Агельхоке, по январь 2013 года, когда было предпринято наступление на южные районы Мали, «Ансар ад-Дин» опиралась на поддержку АКИМ в своих действиях, направленных против малийских вооруженных сил, в частности при захвате городов Агельхок 24 января 2012 года, Тесалит 10 марта 2012 года, Кидаль 30 марта 2012 года, Гао 30 марта 2012 года и Томбукту 1 апреля 2012 года;
  • финансовая поддержка: Ияд аг-Гали получил от одного из руководителей бригады АКИМ в Сахеле (бригада «Тарик ибн Зияд) 400 000 евро;
  • логистическая поддержка: многочисленная группа боевиков АКИМ пополнила ряды «Ансар ад-Дин», в составе которой первоначально было около 50 человек, входивших в ближайшее окружение Ияда аг-Гали.

За период с ноября 2012 года связи между «Ансар ад-Дин» и АКИМ укрепились.

  • Ноябрь 2012 года: группа в составе представителей «Ансар ад-Дин», ДЭДЗА и АКИМ создала базу в точке, расположенной к северу от Гао.
  • Ноябрь 2012 года: был заключен союз между «Ансар ад-Дин», ДЕДЗА и АКИМ и была выработана общая стратегия.
  • 25 ноября 2012 года: Ияд аг-Гали высказался в поддержку идеологии, проповедуемой АКИМ.

После начала операции «Сервал» Ияд аг-Гали поддерживает действия бригад АКИМ и ДЕДЗА, которые воюют против французских и малийских вооруженных сил.

THE ORGANIZATION OF AL-QAIDA IN THE ISLAMIC MAGHREB

QDe.014
THE ORGANIZATION OF AL-QAIDA IN THE ISLAMIC MAGHREB
Date on which the narrative summary became available on the Committee's website: 
28 March 2011
Date(s) on which the narrative summary was updated: 
7 November 2013
27 November 2013
16 December 2013
27 December 2013
9 September 2014
3 February 2016
18 January 2018
19 July 2019
Reason for listing: 

The Organization of Al-Qaida in the Islamic Maghreb was originally listed under the name of the Salafist Group for Call and Combat on 6 October 2001 pursuant to paragraph 8 (c) of resolution 1333 (2000) as being associated with Al-Qaida, Usama bin Laden or the Taliban for “participating in the financing, planning, facilitating, preparing or perpetrating of acts or activities by, in conjunction with, under the name of, on behalf or in support of” Al-Qaida (QDe.004).

Additional information: 

The Organization of Al-Qaida in the Islamic Maghreb (AQIM) was created in Algeria in 1998 by Hassan Hattab as the Salafist Group for Call and Combat (GSPC). GSPC was a splinter entity of the Armed Islamic Group (QDe.006), which was the largest and most extreme terrorist group in Algeria at the time. GSPC was renamed AQIM in January 2007 following the group’s union with Al-Qaida (QDe.004), which was announced by Al-Qaida leader Aiman Muhammed Rabi al-Zawahiri (QDi.006) on 11 September 2006.

AQIM has conducted numerous attacks against Algerian security and law enforcement bodies and facilities in connection with its stated objective of overthrowing the Algerian Government and establishing an Islamic caliphate. Following its formal alliance with Al-Qaida, AQIM expanded its aims and declared its intention to attack Western targets. In late 2006 and early 2007, it conducted several attacks against convoys of foreign nationals in Algeria. In December 2007, AQIM attacked the United Nations office in Algiers, killing 17, at the same time as it attacked the Algerian Constitutional Council.

GSPC, and then as AQIM, has abducted numerous foreigners for ransom, starting in February 2003 with 32 tourists in the south of Algeria, then others in Tunisia, Niger, Mali and Mauritania.

AQIM’s leader is Abdelmalek Droukdel (QDi.232). The group operates primarily in the northern coastal areas of Algeria and in parts of the desert regions of southern Algeria, northern Mali, eastern Mauritania and western Niger. Its sources of funding include financial support from cells in Europe, extortion and kidnapping.

The Mouvement pour l’Unification et le Jihad en Afrique de l’Ouest (MUJAO) (QDe.134) is a splinter group of AQIM.

In October 2011, AQIM’s leader, Abdelmalek Droukdel (QDi.232), wanted cover to expand the agenda of his terrorist organization into the Sahel and increase its territorial control over northern Mali.

AQIM wanted to create an ostensibly independent movement that would hide its true roots by abandoning the name “Al-Qaida”. AQIM suggested that the new group be led by Iyad ag Ghali (QDi.316). Since its establishment, Ansar Eddine (QDe.135) and its leader, Iyad ag Ghali, have enjoyed AQIM’s continual support:

  • Military support: from the battle at Aguelhok on 24 January 2012 to the offensive in early January 2013 against southern Mali, Ansar Eddine received backing from AQIM in its fight against the Malian Armed Forces, notably in the capture of the towns of Aguelhok on 24 January 2012; Tessalit on 10 March 2012; Kidal on 30 March 2012; Gao on 30 March 2012; and Timbuktu on 1 April 2012.
  • Financial support: Iyad ag Ghali received a payment of 400,000 euros from one of the leaders of an AQIM brigade in the Sahel, the Tariq ibn Ziyad Brigade.
  • Logistical support: originally comprising some 50 men close to Iyad ag Ghali, Ansar Eddine has welcomed numerous AQIM fighters.

The ties between Ansar Eddine and AQIM have grown stronger since November 2012.

  • November 2012: offices were established north of Gao by a mission combining Ansar Eddine, MUJAO and AQIM.
  • November 2012: an alliance was concluded between Ansar Eddine, MUJAO and AQIM and a common strategy was defined.
  • 25 November 2012: Iyad ag Ghali expressed his support for AQIM’s ideology.

Since the start of Operation Serval, Iyad ag Ghali has aligned himself with AQIM and MUJAO brigades that are fighting the French and Malian armed forces.