JEMAAH ISLAMIYAH

QDe.092
JEMAAH ISLAMIYAH
Дата публикации резюме на сайте Комитета: 
28 March 2011
Дата обновления резюме: 
03 February 2015
03 February 2016
17 April 2018
Критерии включения в список: 

Организация «Джемаа Исламия» была включена в перечень 25 октября 2002 года в соответствии с пунктами 1 и 2 резолюции 1390 (2002) как организация, связанная с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном или «Талибаном», за «участие в финансировании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности в связи с [«Аль-Каидой» (QDe.004)], под [ее] именем, от [ее] имени или в [ее] поддержку».

Дополнительная информация: 

Создание «Джемаа Исламии» (ДИ) в Малайзии 1 января 1993 года Абдуллой Сунгкаром и Абу Бакаром Баасийром (QDi.217) стало результатом процесса трансформации давно существовавшего индонезийского повстанческого движения «Даруль ислам» в организацию, связанную с «Аль-Каидой» (QDe.004) и находящуюся под значительным влиянием идеологии и методов Усамы бен Ладена (ныне покойный). ДИ представляет особую опасность потому, что она организована в сеть, которая охватывает несколько стран Юго-Восточной Азии. Конечной целью ДИ является создание государства, основанного на экстремистской идеологии, на территории большей части Юго-Восточной Азии.

Хотя ДИ сохраняет организационную независимость и самостоятельно принимает оперативные решения, благодаря активности руководителей ДИ в террористических сетях ДИ наладила связи с другими террористическими группами, как местными, так и международными. ДИ и «Аль-Каида» имеют общую идеологию, и многие члены обеих организаций имеют совместный опыт подготовки или ведения боевых действий в Пакистане и Афганистане в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Ключевой фигурой, обеспечивавшей связь между ДИ и «Аль-Каидой», был руководитель оперативной деятельности ДИ Нурджаман Ридуан Исамуддин (QDi.087), он же Хамбали, который также был членом «Аль-Каиды». Хамбали воевал в Афганистане в середине 1980-х годов и в 1990-е годы отвечал за создание сети террористических ячеек на территории Юго-Восточной Азии. Он был близким помощником Рамзи Юсефа, который в настоящее время отбывает тюремный срок в Соединенных Штатах Америки за участие в организации взрыва Всемирного торгового центра 26 февраля 1993 года. Хамбали также был тесно связан с рядом лиц, включая Рамзи Юсефа, которые несут ответственность за планирование скоординированной серии взрывов на борту 12 американских самолетов, осуществлявших коммерческие рейсы из Азии на западное побережье Соединенных Штатов, в январе 1995 года.

Хамбали участвовал в организации подготовки членов ДИ в лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане, и ряд арестованных в Сингапуре членов ДИ признали, что проходили подготовку в таких лагерях. Хамбали также был причастен к террористическим нападениям, совершенным 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах. В январе 2000 года он содействовал приезду в Куала Лумпур, Малайзия, ряда боевиков «Аль-Каиды», в том числе Халида аль-Мидхара и Навафа аль-Хазми, участвовавших 11 сентября 2001 года в захвате самолета компании «Америкэн Эйрлайнз», летевшего рейсом № 77 и врезавшегося в здание Пентагона.

Другой ключевой фигурой ДИ, связанной с «Аль-Каидой», был Фатур Рохман аль-Гози (ныне покойный). Аль-Гози прошел подготовку в тренировочном лагере «Аль-Каиды» в Афганистане в 1993–1994 годах, после чего примерно в 1996 году создал ячейку ДИ на Филиппинах.

Помимо этих персональных связей между ДИ и «Аль-Каидой» существовали и другие связи. В 2001 году в Афганистане в разрушенном доме полевого командира «Аль-Каиды» Мохамеда Атефа, фигурирующего в перечне как Собхи Абдель Азиз Мохамед эль-Гохари Абу Синна (ныне покойный), были обнаружены видеозаписи, сделанные в ходе операций ДИ по наблюдению, в том числе видеозаписи потенциальных объектов для проведения взрывов в Сингапуре. В числе ключевых участников подготовки акта бомбового терроризма, который ДИ планировала совершить в Сингапуре в декабре 2001 года, был член «Аль-Каиды», который обеспечивал ДИ оперативную поддержку и финансирование. Помимо отправки боевиков ДИ для прохождения подготовки в Афганистан малазийская ячейка ДИ создала ряд подставных компаний, которые могли быть использованы для перевода средств «Аль-Каиды» и приобретения оружия и материалов, необходимых для изготовления взрывных устройств.

ДИ способна и готова совершать террористические нападения; она совершала такие действия неизбирательным образом в отношении дипломатических, гражданских и военных объектов по всему региону:

  • члены ДИ планировали взорвать дипломатические представительства Австралии, Израиля, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов в Сингапуре, а также другие расположенные там американские и сингапурские объекты. Эти планы провалились из-за ареста сингапурскими властями в декабре 2001 года 13 членов группы. В августе 2002 года, сингапурские власти арестовали еще 21 человека, в том числе нескольких боевиков ДИ. По сообщениям властей Сингапура, с целью отомстить за аресты, проведенные в декабре 2001 года, ДИ намеревалось организовать крушение самолета в сингапурском международном аэропорту «Чанги».
  • Один из лидеров ДИ и специалист по подрывному делу Фатхур Рохман аль-Гозхи признал, что принимал участие в планировании и финансировании серии взрывов, которые были совершены на Филиппинах 30 декабря 2000 года и в результате которых 22 человека погибли и более 100 получили ранения. Он был приговорен на Филиппинах к 16 годам тюремного заключения за хранение взрывчатых веществ и паспортные нарушения.
  • Руководитель оперативной деятельностью ДИ Хамбали объявлен в розыск индонезийскими властями в связи с серией скоординированных взрывов в церквях Джакарты и восьми других городах Индонезии, которые были совершены 24 декабря 2000 года и в результате которых 18 человек погибли и многие получили ранения. По словам одного из членов ДИ, Хамбали также участвовал в организации взрыва резиденции посла Филиппин в Индонезии 1 августа 2000 года. В результате этого взрыва два человека погибли, а посол получил серьезное ранение. Другой сообщник Абу Бакара Баасийра, Агус Двикарна (QDi.111), был приговорен на Филиппинах к 17 годам тюремного заключения за незаконное хранение взрывчатых веществ.
  • ДИ несет ответственность за взрывы на Бали 12 октября 2002 года, в результате которых погибло 202 человека. Она также организовала взрыв гостиницы «Мариотт» в Джакарте в 2003 году, а также за взрыв посольства Австралии в Джакарте в 2004 году. Кроме того, ДИ несет ответственность за взрывы на Бали в 2005 году.

Власти государств Юго-Восточной Азии по-прежнему рассматривают ДИ в качестве угрозы и проводят операции против нее. К таким операциям относятся осуществленный в Малайзии в январе 2008 года арест двух руководителей ДИ, а также серия операций сил безопасности в Индонезии, проводимых с августа 2006 года. Аресты сообщников военного руководителя ДИ Абу Дуджаны в марте 2007 года привели к обнаружению значительного количества взрывчатых веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов и самодельных взрывных устройств. Дальнейшие расследования привели к аресту эмира ДИ Заркаси и военного руководителя Абу Дуджаны в июне 2007 года. Тем не менее предполагается, что у ДИ есть пока не обнаруженные запасы материалов для изготовления взрывных устройств, предназначенных для использования в будущем.

Хотя региональные связи ДИ, возможно, сохраняются, активная борьба государств региона с этой группой привела к тому, что ей пришлось изменить свою организационную структуру: от существовавших ранее четырех зон («мантик»), охватывающих части Юго-Восточной Азии и Австралию, по сути дела, осталась лишь одна зона, «мантик II», охватывающая Индонезию. Структура ДИ стала централизованной; она охватывает пропагандистскую деятельность, подготовку, материально-техническую поддержку и военную деятельность.

ДИ по-прежнему занимается тайной вербовкой боевиков, используя свою сеть школ-интернатов и групп обучения, а также личные контакты. ДИ продолжает вести ограниченную по объему подготовку боевиков в Индонезии и на юге Филиппин. Деятельность ДИ финансируется за счет пожертвований ее членов, преступной деятельности и подконтрольной ей предпринимательской деятельности.

У ДИ нет общепризнанного руководителя, хотя существует хорошо продуманный план передачи руководящих полномочий, особенно в случае ареста действующего эмира. Расследование, проведенное после арестов, осуществленных в июне 2007 года, показало, что Заркаси стал чрезвычайным эмиром ДИ в 2004 году после ареста Абу Русдана (QDi.186), к которому руководство перешло после ареста Абу Бакара Баасийра. Заркаси оставался эмиром до своего ареста в 2007 году, после чего не была обнародована информация о новом эмире.

Общедоступных данных о численности ДИ нет; по оценкам, она может составлять от менее тысячи до нескольких тысяч человек, находящихся в основном на острове Ява, а также разбросанных по другим областям Индонезии и сопредельным странам.

С августа 2006 года ДИ не совершила ни одного успешного террористического акта в Юго-Восточной Азии. Тем не менее в Индонезии ДИ продолжала раскольническую террористическую деятельность, включая убийства и взрывы, прежде всего в городе Посо, расположенном в центральной части Сулавеси, до того как индонезийские власти в январе 2007 года не положили этому конец.

В Юго-Восточной Азии ДИ продолжала поддерживать активные связи с подразделениями Группы «Абу Сайяф» (QDe.001), в частности, через боевиков ДИ «Далматинца», фигурирующего в перечне как Джоко Питоно (ныне покойного), и Умара Патека.

Скрываясь на Филиппинах, боевики ДИ помогали местным террористическим группам совершать нападения на филиппинские объекты на острове Минданао. 10 октября 2006 года и 10 января 2007 года были организованы многочисленные взрывы, которые отличает характерный для ДИ «почерк».

Хотя совместными действиями государства региона смогли нанести этой организации серьезный ущерб, материалы, изъятые в ходе проходивших с 2006 года арестов руководителей ДИ, и полученная при этом информация свидетельствуют о том, что ДИ сохраняет способность и намерение использовать насилие в террористических целях.

Ансар аль-Шариат была сформирована в начале 2011 года АКАП и взяла на себя ответственность за многочисленные нападения в Йемене в отношении как государственных, так и гражданских объектов.

JEMAAH ISLAMIYAH

QDe.092
JEMAAH ISLAMIYAH
Date on which the narrative summary became available on the Committee's website: 
28 March 2011
Date(s) on which the narrative summary was updated: 
3 February 2015
3 February 2016
17 April 2018
Reason for listing: 

Jemaah Islamiyah was listed on 25 October 2002 pursuant to paragraphs 1 and 2 of resolution 1390 (2002) as being associated with Al-Qaida, Usama bin Laden or the Taliban for “participating in the financing, planning, facilitating, preparing or perpetrating of acts or activities by, in conjunction with, under the name of, on behalf or in support of” Al-Qaida (QDe.004).

Additional information: 

Founded in Malaysia on 1 January 1993 by Abdullah Sungkar and Abu Bakar Ba’asyir (QDi.217), Jemaah Islamiyah (JI) evolved from the long-established Indonesian militant movement, Darul Islam, into an organization with links to Al-Qaida (QDe.004) and strongly influenced by Usama bin Laden’s (deceased) ideology and methodology. The threat posed by JI is compounded by its development as a network that stretches over several countries in Southeast Asia. JI’s ultimate aim is the creation of a state based on extremist ideology which stretches across most of Southeast Asia.

Although JI remains an independent organization, making its own operational decisions, active networking by senior JI members has built its links with other terrorist groups, both local and international. JI has a common ideology with Al-Qaida and many members of the two organizations have a shared experience of training or fighting in Pakistan and Afghanistan during the late 1980s and early 1990s.

A key figure linking JI and Al-Qaida was JI’s chief of operations, Nurjaman Riduan Isamuddin (QDi.087), a.k.a. Hambali, who was also a member of Al-Qaida. Hambali fought in Afghanistan in the mid-1980s and was responsible for establishing a network of militant cells across Southeast Asia in the 1990s. He was a close associate of Ramzi Yousef, currently in jail in the United States of America for his involvement in the attack on the World Trade Center on 26 February 1993. Hambali was also closely associated with individuals, including Ramzi Yousef, responsible for planning a coordinated bombing campaign against 12 United States commercial flights from Asia to the West Coast of the United States in January 1995.

Hambali was instrumental in arranging for JI members to receive training in Al-Qaida camps in Afghanistan, and a number of JI members detained in Singapore have admitted attending such camps. Hambali was also linked to the 11 September 2001 terrorist attacks in the United States. He facilitated the visit to Kuala Lumpur, Malaysia, in January 2000 of several Al-Qaida operatives, among whom Khalid al-Midhar and Nawaf al-Hazmi were involved in hijacking and crashing American Airlines Flight 77 into the Pentagon on 11 September 2001.

Another key JI figure with links to Al-Qaida is Fathur Rohman al-Ghozhi (deceased). Al- Ghozhi attended an Al-Qaida training camp in Afghanistan between 1993 and 1994 before establishing a JI cell in the Philippines around 1996.

In addition to these personal associations between JI and Al-Qaida, other links exist between the two groups. JI surveillance video tapes, including tapes of potential bombing targets in Singapore, were recovered in 2001 from the ruins of the house of Al-Qaida military commander, Mohamed Atef, listed as Sobhi Abdel Aziz Mohamed el Gohary Abu Sinna (deceased), in Afghanistan. An Al-Qaida member was a key operative in the JI-planned bombings uncovered in Singapore in December 2001 and had provided operational assistance and funding to JI. In addition to dispatching JI operatives to Afghanistan for training, the Malaysian JI cell was responsible for establishing several front companies that could be used to channel Al-Qaida funds and procure weapons and bomb-making material.

JI has both the capability and intent to conduct terrorist attacks and has perpetrated such acts in an indiscriminate manner against diplomatic, civilian and military targets across the region:

  • JI members planned to bomb the diplomatic missions of Australia, Israel, the United Kingdom and the United States in Singapore as well as other United States and Singapore targets in Singapore. The plot was foiled when the Singaporean authorities arrested 13 members of the group in December 2001. They subsequently arrested another 21 persons, including a number of JI operatives, in August 2002. Singaporean authorities have reported that in retaliation for the December 2001 arrests, JI was planning to crash a plane into Changi International Airport in Singapore.
  • A JI leader and explosives expert, Fathur Rohman al-Ghozhi, admitted to helping plan and finance a series of bombings in the Philippines on 30 December 2000 that killed 22 persons and injured more than 100. He was sentenced to 16 years in prison in the Philippines for possession of explosives and passport offences.
  • JI’s chief of operations, Hambali, is wanted by the Indonesian authorities in connection with a series of coordinated bombings of Indonesian churches in Jakarta and eight other cities on 24 December 2000 that killed 18 persons and injured many others. According to a JI member, Hambali was also involved in the bombing of the residence of the Philippine Ambassador to Indonesia on 1 August 2000. That bombing killed two persons and seriously injured the Ambassador. Another associate of Abu Bakar Ba’asyir, Agus Dwikarna (QDi.111), was sentenced to 17 years in prison in the Philippines for illegal possession of explosives.
  • JI was responsible for bombings in Bali on 12 October 2002, which killed 202 persons. It was also behind the bombing of J.W. Marriot Hotel, Jakarta in 2003 and the bombing of the Australian Embassy in Jakarta in 2004. JI was also responsible for the bombings in Bali in 2005.

Authorities in Southeast Asia continue to regard JI as a threat and to launch operations against it. These include Malaysia’s arrest of two JI leaders in January 2008, and a succession of security force operations in Indonesia since August 2006. The arrests of associates of JI military leader Abu Dujana in March 2007 resulted in the discovery of significant amounts of explosive materiel, firearms, ammunition and pipe bombs. Further investigation led to the eventual arrest of JI emir Zarkasih and military commander Abu Dujana in June 2007. Nevertheless, JI is likely to have other as yet undiscovered caches of explosive materiel for future use.

While JI regional links likely persist, disruption by State authorities in the region has resulted in JI having to scale down its previous organizational structure from four “Mantiqi” territorial areas of responsibility, previously encompassing parts of Southeast Asia and Australia, to essentially only Mantiqi IIcovering Indonesia. JI has adopted a centralized structure that covers outreach activities, education, logistics and military affairs.

JI continues to recruit covertly from its network of boarding schools and study groups and through personal contacts. It continues to conduct limited training in Indonesia and the southern Philippines. JI funds its activities through donations from its members, criminal activity and affiliated business activity.

JI has no acknowledged leader but has a well-ordered succession plan, especially in the case of the arrest of the incumbent emir. Following arrests in June 2007, investigations revealed that Zarkasih had assumed the role of emergency JI emir in 2004, following the arrest of Abu Rusdan (QDi.186) who had assumed the position following the arrest of Abu Bakar Ba’asyir. Zarkasih was the JI emir until his arrest in 2007, since which time no new emir has been publicly identified.

JI’s membership is not publicly known and is estimated to be anywhere from less than one thousand to several thousand members, mostly concentrated in Java but also spread throughout the rest of Indonesia, and neighbouring countries.

Since August 2006, JI has not succeeded in conducting any terrorist attacks in Southeast Asia. However, within Indonesia, JI engaged in sectarian terrorist activities such as assassinations and bombings, principally in Poso, Central Sulawesi, until disrupted by Indonesian authorities in January 2007.

Within the Southeast Asia region, JI has continued to maintain active links with sub-groups of the Abu Sayyaf Group (QDe.001) – particularly through JI operatives Dulmatin, listed as Joko Pitono (deceased) and Umar Patek (QDi.294).

While fugitive in the Philippines, JI operatives have taken the opportunity to facilitate attacks with local terrorist groups against Philippine interests on the island of Mindanao. Multiple bombings with a JI signature were conducted on 10 October 2006 and 10 January 2007.

Despite the cumulative effects of disruption by regional authorities, the information and materiel seized during the arrests of JI leaders since 2006 demonstrate that JI retains the capability and intent to use terrorist violence.