RIYADUS-SALIKHIN RECONNAISSANCE AND SABOTAGE BATTALION OF CHECHEN MARTYRS (RSRSBCM)

QDe.100
RIYADUS-SALIKHIN RECONNAISSANCE AND SABOTAGE BATTALION OF CHECHEN MARTYRS (RSRSBCM)
Дата публикации резюме на сайте Комитета: 
07 September 2010
Дата обновления резюме: 
06 September 2016
14 November 2023
Критерии включения в список: 

«Разведывательно-диверсионный батальон чеченских мучеников Риядус-Салихин» (РДБЧМРС) был включен в перечень 4 марта 2003 года в соответст-вии с пунктами 1 и 2 резолюции 1390 (2002) как организация, связанная с «Аль-Каидой», Усамой бен Ладеном или «Талибаном», за «участие в финанси-ровании, планировании, содействии, подготовке или совершении актов или деятельности в связи с «Аль-Каидой» (QDe.004), под ее именем, от ее имени или в ее поддержку».

Дополнительная информация: 

«Разведывательно-диверсионный батальон чеченских мучеников Риядус-Салихин» (РДБЧМРС) действовал под командованием Шамиля Салмановича Басаева (ныне покойный) и связан с «Исламской интернациональной бригадой» (ИИБ) (QDe.099) и «Исламским полком особого назначения» (ИПОН) (QЕ.S.101.03).

Вечером 23 октября 2002 года боевики РДБЧМРС, ИИБ и ИПОН в ходе совместной операции захватили более 800 заложников в здании московского Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Государственного подшипникового завода). Террористы угрожали, что, если правительство России не выполнит их требования, заложники будут убиты. Они заявили, что готовы погибнуть сами и уничтожить заложников, взорвав здание Театрального центра. В ходе проведенной правительством Российской Федерации операции по освобождению заложников 129 человек из их числа погибли.

Впоследствии Басаев, тогдашний командир РДБЧМРС и ИИБ, публично взял на себя ответственность за этот теракт от имени РДБЧМРС. Заявление Басаева было подтверждено видеозаписью, транслировавшейся телеканалом «Аль-Джазира» во время событий в Театральном центре на Дубровке, на которой один из террористов называл себя членом «боевой диверсионно-разведывательной группы мучеников Риядус-Салихин» — еще одно название РДБЧМРС.

В сообщении, размещенном на веб-сайте «Кавказ-центр», связанном с чеченскими сепаратистами, одним из руководителей группы, захватившей заложников в Театральном центре, был назван Мовсар Бараев — тогдашний командир ИПОН, входивший также в командование РДБЧМРС (во время инцидента на Дубровке Бараев был убит). ИПОН, который возглавлял Бараев, а до него — его дядя, ранее убитый Арби Бараев, осуществлял руководство операцией по захвату Театрального центра и предоставил РДБЧМРС своих людей. Следует отметить, что первоначально исполнение теракта в Театральном центре на Дубровке приписывалось исключительно ИПОН, поскольку Бараев был первым публично назван руководителем операции.

В боевой и командный состав РДБЧМРС, о существовании которого до событий в Театральном центре на Дубровке ничего не было известно, вошли люди ИИБ и ИПОН. Помимо террористического акта, совершенного 23 октября 2002 года на Дубровке, ИИБ, ИПОН и РДБЧМРС причастны также к другим террористическим актам или выступали с угрозами совершения террористических актов как в отношении гражданского населения, так и правительственных объектов.

20 ноября 2002 года Басаев как командир РДБЧМРС публично предупредил государства — члены Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), Европейского союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО) о том, что отныне они считаются объектами будущих терактов. Басаев написал следующее:

«Обращаемся к вам, чтобы в будущем вы не смогли сказать, что мы вас не предупредили о неизбежных последствиях… Ваша позиция лицемерна, основана на политике двойных стандартов и явно пророссийская… Все военные, промышленные и стратегические объекты на территории России, независимо от их принадлежности, являются для нас законными военными целями».

РДБЧМРС и Басаев продолжали активно действовать после теракта в Театральном центре на Дубровке. 27 декабря 2002 года чеченские террористы-смертники проникли на территорию хорошо укрепленного комплекса Администрации Чечни в центре Грозного и привели в действие взрывные устройства. В результате взрыва погибли более 80 человек, более 150 получили ранения. В одном из интервью Басаев сообщил, что он не только причастен к этому теракту, но и что он лично нажал кнопку детонатора с дистанционным управлением.

Прослеживаются многочисленные связи между руководством этих организаций и «Аль-Каидой» (QI.A.4.01), «Талибаном» и Усамой бен Ладеном (ныне покойным). В октябре 1999 года эмиссары Басаева и аль-Хаттаба (ныне покойного), который был одним из командиров ИИБ, прибыли на базу Усамы бен Ладена в афганской провинции Кандагар, где бен Ладен обещал оказать значительную военную помощь и финансовую поддержку, в том числе договориться о направлении в Чечню нескольких сотен боевиков для участия в военных действиях против российской армии и совершения террористических актов. Позже в том же году бен Ладен направил Басаеву, Бараеву и аль-Хаттабу крупные денежные суммы для использования исключительно в целях подготовки боевиков, вербовки наемников и приобретения боеприпасов. Незадолго до своей гибели в декабре 2002 года один из заместителей командира ИИБ Абу-Тарик, который также занимался переправкой чеченским экстремистам средств из иностранных источников, получил несколько миллионов долларов от международных террористических организаций, включая «Аль-Каиду».

Аль-Хаттаб (будучи командиром ИИБ) публично признал, что в период с 1989 по 1994 год находился в Афганистане и что лично встречался с бен Ладеном. В марте 1994 года в Афганистан прибыл Басаев, который побывал в лагерях подготовки боевиков в провинции Хост. В мае 1994 года он вернулся в Афганистан с первой группой чеченских боевиков. Басаев прошел подготовку в Афганистане и поддерживал тесные контакты с «Аль-Каидой». В общей сложности подготовку в лагерях «Аль-Каиды» в Афганистане прошли несколько сотен чеченцев. При финансовой поддержке «Аль-Каиды» аль-Хаттаб также вербовал боевиков из Ингушетии, Осетии, Грузии и Азербайджана для ведения боевых действий в Чечне и Дагестане. Согласно опубликованным источникам, к августу 1995 года значительное число участников боевых действий против российских войск составляли «афганские арабы» (арабы, получившие боевой опыт в боях против советских войск в Афганистане). Помощь зачастую была взаимной. В состав элитного подразделения «Аль-Каиды» «Бригада 055», которое участвовало в боевых действиях против Северного альянса в Афганистане, входили чеченцы, многие из которых считались последователями Басаева, Бараева и аль-Хаттаба. В октябре 2001 года аль-Хаттаб направил в Афганистан новых боевиков и обещал семьям добровольцев значительные ежемесячные пособия или крупную сумму в случае их гибели. В 2002 году «Аль-Каида» провела кампанию с целью собрать 2 млн. долл. США на поддержку Абу аль-Валида, который сменил Ибн аль-Хаттаба в руководстве ИИБ и стал новым арабским лидером чеченских боевиков.

Действуя под руководством Аслана Бютукаева (QDi.396), РДБЧМРС был причастен к подрывам смертников в Москве в 2003–2004 годах, захвату школы в Беслане, Северная Осетия — Алания, в сентябре 2004 года, а также в террористическом нападении 24 января 2011 года на международный аэропорт «Домодедово» в Москве. Члены РДБЧМРС и Аслан Бютукаев (QDi.396) лично организовали убийство бывшего полковника Вооруженных сил Российской Федерации Юрия Д. Буданова, совершенное 10 июня 2011 года в Москве.