Houka Houka Ag Alhousseini

MLi.005
Houka Houka Ag Alhousseini
Дата публикации резюме на сайте Комитета: 
10 July 2019
Критерии включения в список: 

Хука Аг аль-Хуссейни вносится в перечень на основании пункта 8 b) резолюции 2374 (2017) за действия, предпринимаемые с целью воспрепятствовать, в том числе путем длительной задержки, осуществлению Соглашения или поставить под угрозу его осуществление.

Дополнительная информация: 

После совершенного в январе 2013 года военного вмешательства Франции Хука Аг аль-Хуссейни 17 января 2014 года был арестован, но 15 августа 2014 года малийские власти освободили его, что вызвало возмущение у правозащитных организаций.

С тех пор Хука Аг аль-Хуссейни находится в районе Зуэры, в деревне Ариау, расположенной к западу от Томбукту (коммуна Эсакан) на берегу озера Фагибин, ближе к границе с Мавританией. 27 сентября 2017 года губернатор Томбукту Койна Аг Ахмаду официально восстановил его в должности учителя на основании ходатайства лидера Коалиции народа Азавада (КНА) Мохамеда Усмана Аг Мохамидуна (MLi.003), которого Комитет Совета Безопасности по Мали 20 декабря 2018 года внес в санкционный перечень, в частности за действия, предпринимаемые с целью воспрепятствовать, в том числе путем длительной задержки, осуществлению Соглашения или поставить под угрозу его осуществление. Мохамед Усман в 2017 году стал основателем и председателем Координационного совета движений согласия (КСС) — широкого альянса отколовшихся групп. Во время своего учредительного съезда КСС в официальном заявлении открыто угрожал осуществлению Соглашения о мире и примирении в Мали. КДС был также причастен к созданию сдерживающих осуществление Соглашения препятствий посредством оказания давления на правительство Мали и международное сообщество с целью вынудить их включить КСС в различные механизмы, созданные в соответствии с Соглашением.

Хука и Мохамед Усман сыграли важную роль в повышении авторитета друг друга: последний устраивал встречи с правительственными чиновниками, а первый активно способствовал распространению влияния Усмана в области Томбукту. Хука присутствовал на большинстве общинных собраний, организованных Мохамедом Усманом с 2017 года, способствуя росту известности Усмана и его авторитета в области, а также участвовал в церемонии основания Координационного совета движений согласия (КСС), который он публично благословил.

За последнее время зона влияния Хуки расширилась дальше на восток, в район Бер (в 50 км к востоку от Томбукту, контролируется арабами-берабишами), и на север Томбукту. Хотя Хука не принадлежит к роду кади и начал свою деятельность только в 2012 году, ему удалось утвердить свой авторитет в качестве кади и расширить свои возможности в части обеспечения общественной безопасности в некоторых районах, используя силы и средства группы «Аль-Фуркан» и страх, который внушает эта террористическая организация в области Томбукту своими скоординированными нападениями на международные и малийские силы обороны и безопасности и адресными расправами.

Таким образом, своими действиями по оказанию поддержки Мохамеду Усману и созданию препятствий для реализации Соглашения Хука Аг альХуссейни ставит под угрозу его осуществление, а также мир, безопасность и стабильность в Мали в целом.

Houka Houka Ag Alhousseini

MLi.005
Houka Houka Ag Alhousseini
Date on which the narrative summary became available on the Committee's website: 
10 July 2019
Reason for listing: 

Houka Houka Ag Alhousseini is being listed pursuant to paragraph 8 (b) of resolution 2374 (2017) for actions taken that obstruct, or that obstruct by prolonged delay, or that threaten the implementation of the Agreement. 

Additional information: 

After the French forces intervention in January 2013, Houka Houka Ag Alhousseini was arrested on 17 January 2014 but subsequently released by Malian authorities on 15 August 2014, a liberation denounced by human rights organisations. 

Houka Houka Ag Alhousseini has been since based in Ariaw, in the area of Zouéra, a village located west of Timbuktu (Essakane commune), on the bank of the lake Faguibine going towards the Mauritanian border. On 27 September 2017, he was officially reinstated here as a teacher by the Governor of Timbuktu, Koina Ag Ahmadou, this after lobbying by sanctioned individual Mohamed Ousmane Ag Mohamidoune (MLi.003), leader of the Coalition du peuple de l’Azawad (CPA), listed on 20 December 2018 by the Security Council Committee on Mali for reasons including actions taken that obstruct, or that obstruct by prolonged delay, or that threaten the implementation of the Agreement.  Mohamed Ousmane founded in 2017 and presided a broader alliance of splinter groups, the Coalition des Mouvements de l’Entente (CME). During its founding convention, the CME openly threatened in an official statement the implementation of the Agreement on Peace and Reconciliation in Mali. The CME has been also involved in obstructions delaying the implementation of the Agreement, by pressuring the Malian government and the international community with the aim to impose the CME in the different mechanisms established by the Agreement.

Houka Houka and Mohamed Ousmane have been instrumental to each others’ rise, the latter facilitating meetings with government officials, and the first playing a key role in the expansion of Ousmane’s influence over the region of Timbuktu. Houka Houka has participated in most of the community gatherings organized by Mohamed Ousmane since 2017, contributing to Ousmane’s notoriety and credibility in the region, as well as to the founding ceremony of the Coalition des Mouvements de l’Entente (CME) to which he gave his public blessing. 

The area of influence of Houka Houka has recently expanded further east, to the Ber region (stronghold of the Bérabich Arabs located 50 kilometres east of Timbuktu), and northern Timbuktu. Even though he is not from a lineage of Cadis and that he started only in 2012, Houka Houka was able to extend his authority as a Cadi and his capacity to maintain public security in certain areas by using Al-Furqan assets and the fear that this terrorist organisation instigates in the Timbuktu region through complex attacks against international and Malian defence and security forces and targeted assassinations. 

Therefore, through his support for Mohamed Ousmane and his obstruction of the Agreement, Houka Houka Ag Alhousseini threatens its implementation, as well as the peace, security, and stability in Mali at large.