Генеральный секретарь определяет верховенство права как «принцип управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека. Для этого также необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства перед законом, ответственности перед законом, беспристрастного применения законов, разделения властей, участия в принятии решений, правовой определенности, недопущения произвола и процессуальной и правовой транспарентности» (Доклад Генерального секретаря: Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах (S/2004/616).

Концепция верховенства права закреплена в Уставе Организации Объединенных Наций. В преамбуле Устава в качестве одной из целей Организации Объединенных Наций указывается стремление «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Кроме того, одна из основных целей Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в которой принципу верховенства права также отводится центральное место, говорится что, «… необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…».

Признавая центральное место верховенства права, Генеральная Ассамблея на своей шестьдесят седьмой сессии 24 сентября 2012 года провела Заседание на высоком уровне по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях. Это стало уникальной возможностью для всех государств-членов, неправительственных организаций и гражданского общества, представленных на самом высоком уровне, заявить о приверженности укреплению верховенства права. Совещание на высоком уровне завершилось принятием на основе консенсуса декларации, в которой государства-члены вновь подтвердили свою приверженность верховенству права и подробно определили усилия, необходимые для поддержки различных аспектов обеспечения верховенства права. В Декларации признается, «что верховенство права относится в равной степени ко всем государствам и международным организациям, включая Организацию Объединенных Наций и ее главные органы, и что уважение и поощрение верховенства права и правосудия должны служить руководством во всех видах их деятельности и обеспечивать предсказуемость и легитимность их действий». Там также признается, «что все лица, учреждения и структуры, как государственные, так и частные, в том числе само государство, обязаны соблюдать справедливые, беспристрастные и основанные на равноправии законы и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона”.

В Декларации подчеркивается верховенство права в качестве межсекторального вопроса, связывающего между собой три основных направления деятельности Организации Объединенных Наций: мир и безопасность, права человека и развитие. Эти связи между верховенством права, соблюдением прав человека, миром и безопасностью и развитием были дополнительно рассмотрены в добавлении к докладу Генерального секретаря 2014 года об укреплении и координации деятельности Организации Объединенных Наций в сфере верховенства права (A/68/213/Add.1).