ВЫСТУПЛЕНИЕ
Постоянного представителя Российской Федерации при ООН
С.В.Лаврова по мотивам голосования по резолюции
Совета Безопасности по Ираку
8 ноября 2002 года

В связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку российская делегация хотела бы заявить следующее.

С самого начала работы в СБ мы исходили из необходимости обеспечить скорейшее направление в Ирак международных инспекторов в ответ на ясно выраженное согласие Багдада на развертывание в стране инспекционно-мониторинговой деятельности ЮНМОВИК и МАГАТЭ без предварительных условий. Разделяя заинтересованность всех членов СБ и руководителей ЮНМОВИК и МАГАТЭ в обеспечении максимально эффективной инспекционной деятельности, наша делегация приняла конструктивное участие в разработке дополнительных процедур проведения инспекций, которые обеспечивали бы невозобновление иракских программ в области ОМУ и одновременно создавали бы условия для всеобъемлющего урегулирования ситуации вокруг Ирака, включая снятие санкций. На всех этапах этой работы мы последовательно руководствовались необходимостью направить процесс урегулирования в политикo-дипломатическое русло и не допустить военных сценариев.

Мы с удовлетворением отмечаем, что в результате интенсивных переговоров согласованная резолюция не содержит положений об автоматическом применении силы против Ирака. Важно, что и сами соавторы резолюции официально подтвердили в СБ именно такое понимание и заверили, что резолюция преследует цель добиться выполнения имеющихся решений СБ по Ираку через инспекционную деятельность ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Эта цель разделяется всеми членами СБ.

Принципиальное значение в этой связи имеет четкое подтверждение в резолюции приверженности всех стран-членов ООН соблюдению суверенитета и территориальной целостности Ирака и всех государств региона. Также подтверждается необходимость полного выполнения резолюции 1382, в которой члены СБ обязались добиваться всеобъемлющего урегулирования иракской проблемы, что предполагает и снятие санкций.

Отмечаем также, что изложенные в новой резолюции усиленные процедуры инспекций необходимы исключительно для скорейшего достижения целей невозобновления иракских программ ОМУ и что эти процедуры будут применяться главами ЮНМОВИК и МАГАТЭ с полным осознанием их ответственности, которая требует профессионализма, объективности и непредвзятости.

Формулировки резолюции не идеальны, что отражает сложнейший характер достигнутого компромисса. Российская Федерация сделала принципиальный выбор в ее поддержку, руководствуясь своей особой ответственностью как постоянного члена СБ за поддержание мира и безопасности. Главное, что резолюция отводит прямую угрозу войны и открывает путь для дальнейшей работы в интересах
политико-дипломатического урегулирования. Особенно важно, что в случае возникновения каких-либо коллизий по разоруженческим вопросам руководители ЮНМОВИК и МАГАТЭ будут докладывать Совету Безопасности и именно он будет рассматривать сложившуюся ситуацию. Такая последовательность прямо вытекает из пп. 4, 11 и 12 резолюции и была подтверждена соавторами при представлении
проекта.

Принимаем к сведению следующие разъяснения соавторов:

- по пункту 3 - для представления Ираком информации по невоенным программам в химической и биологической областях может потребоваться больше 30 дней, и задержка ни в коей мере не будет означать нарушение;

- по пункту 7 - ничто в настоящей резолюции не затрагивает статус ЮНМОВИК и МАГАТЭ и их персонала как независимых международных служащих в соответствии с Уставом ООН, и сотрудничество стран-членов ООН с ЮНМОВИК и МАГАТЭ будет осуществляться в полном соответствии с мандатами этих организаций;

- по пункту 8 - речь идет о персонале ООН, МАГАТЭ, а также таком дополнительном персонале, который страны-члены ООН могут предоставить ЮНМОВИК и МАГАТЭ по просьбе последнего.


Наши делегации подчеркивают важность полного сотрудничества Ирака с инспекторами ЮНМОВИК и МАГАТЭ на основе заявленной Багдадом готовности к этому.

Мы убеждены, что осуществление данной резолюции потребует доброй воли со стороны всех участников процесса иракского урегулирования, их готовности сосредоточиться на продвижении декларированных общих целей, не поддаваясь искушению односторонней интерпретации положений настоящей резолюции.