Конференция по изменению климата в Париже 2015 года

Конференция по изменению климата в Париже 2015 года 2017-11-13T17:31:14+00:00

Почему КС-21?

Официальное название Конференции по изменению климата, проходящей в Париже, — «21‑я сессия Конференции сторон (КС) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК)». РКООНИК — это ответственный за климат орган Организации Объединенных Наций, штаб-квартира которого находится в Бонне (Германия). Кроме того, на Конференции состоится 11-е совещание сторон Киотского протокола.

Каждый год участники КС собираются, чтобы принять решения, способствующие дальнейшему осуществлению Конвенции и борьбе с изменением климата. КС-21 пройдет одновременно с СС‑11 — 11-м заседанием сторон Киотского протокола, целью которого является наблюдение за выполнением Киотского протокола и решений, направленных на повышение его эффективности.

Часто задаваемые вопросы

Парижская Конференция по изменению климата, или КС-21, будет проходить с 30 ноября по 11 декабря 2015 года в Ле-Бурже, недалеко от Парижа.
Предполагается, что в общей сложности число участников Конференции в Ле-Бурже достигнет 45 000 человек. В эту цифру входят делегаты стран, наблюдатели, представители гражданского общества и журналисты. Официальную аккредитацию, дающую доступ на саму конференцию, получат 20 000 человек, однако остальные посетители смогут принять участие в обсуждениях, увидеть выставки, посетить дебаты и показы фильмов в зоне гражданского общества, которая будет устроена рядом с конференц-центром.
У проблемы изменения климата нет волшебных или мгновенных решений. Это одна из самых сложных задач, с которыми когда-либо сталкивался мир. Но сегодня вопрос изменения климата поднялся на верхние строчки глобальной повестки дня; действия в этой связи предпринимают страны, города, предприятия частного сектора, гражданское общество, религиозные лидеры и отдельные граждане.

В ходе подготовки к парижской Конференции более 150 стран внесли на рассмотрение национальные целевые показатели в области климата, охватывающие почти 90% мирового объема выбросов. Достигнутое в Париже соглашение не положит конец проблеме, но может стать решающим поворотным моментом — все страны, совместно действуя на основании согласованной и прозрачной правовой базы, наметят путь к тому, чтобы ограничить повышение среднемировых температур уровнем менее чем 2 °C, что является согласованной на международном уровне целью.

Без глобального соглашения управлять международным сотрудничеством по борьбе с изменением климата будет сложнее либо вовсе невозможно. Поскольку изменение климата — проблема, существующая вне территориальных границ, наша способность ограничить изменение климата сравнительно безопасными рамками будет снижена.
По итогам парижской Конференции должно быть принято совместно выработанное соглашение, которое создаст правовую базу для дальнейших действий. Кроме того, в Париже также должны быть утверждены добровольно предложенные странами национальные климатические планы (предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады, или ПОНВ), в которых будут определены ориентиры в области снижения выбросов и повышения потенциала противодействия изменению климата.

В парижское соглашение также будет необходимо включить убедительный финансовый блок. Многим развивающимся странам для движения к низкоуглеродному будущему понадобится международная поддержка, в том числе финансовая и технологическая. В рамках указанного блока развитым странам будет необходимо более детально определить, как они намерены выполнять свое предыдущее обязательство мобилизовать на поддержку развивающихся стран по 100 млрд. долларов США в год до 2020 года. Кроме того, необходимо будет рассмотреть и вопрос о финансировании после этого периода.

В Париже также будут продемонстрированы примеры уже ведущейся борьбы с изменением климата. В рамках Лимско-парижской программы действий множество предприятий, городов, стран, регионов и групп гражданского общества расскажут об усилиях, предпринимаемых ими в ответ на изменение климата. Кроме того, в Париже будут анонсированы многочисленные новые инициативы, демонстрирующие рост приверженности участников делу борьбы с изменением климата.

ПОНВ, то есть предполагаемый определяемый на национальном уровне вклад, — это план действий по борьбе с изменением климата, представляемый каждой страной в преддверии КС-21. В нем определяется, как и насколько страны сократят выбросы, а также какие меры они примут для повышения потенциала противодействия изменению климата.
По состоянию на 31 октября свой вклад внесли 155 стран. На эти страны приходится почти 90% мировых выбросов углерода. Некоторые развивающиеся страны представили два варианта своего вклада: один определяет, что страна может сделать самостоятельно, а второй — что она сможет сделать с финансовой помощью. Список стран, представивших ПОНВ, можно найти здесь.
Нет. ПОНВ — это отправная точка для действий, а не окончательное решение. Согласно текущим оценкам, даже если страны реализуют свои ПОНВ, глобальная температура на планете все равно повысится на 2,7—3,5 °С (в зависимости от использованных при моделировании допущений). Это по-прежнему слишком много, но по крайней мере лучше, чем реализация инерционного сценария, в котором произойдет глобальное потепление более чем на 4 °С. Продолжаются переговоры относительно механизма пересмотра и увеличения объема обязательств, с тем чтобы добиться цели — не допустить потепления более чем на 2 °С.
Соглашение определяет «правила игры» — то, как страны будут действовать дальше. В нем будет определена система оценки влияния ПОНВ для стран и установлена частота, с которой необходимо возвращаться к ПОНВ, чтобы сказать: «Хорошо, теперь нам нужно поднять планку», и пересматривать свой вклад, чтобы выйти на прямой курс к цели «два градуса».
Само по себе соглашение — правовой инструмент, который будет определять ход международного процесса борьбы с изменением климата. Продолжаются переговоры о том, какова будет конкретная юридическая природа входящих в соглашение обязательств о финансировании и смягчении последствий изменения климата. ПОНВ демонстрируют, к каким мерам страны уже готовы: это добровольный процесс, протекающий «снизу вверх».
В настоящее время происходит стремительное ускорение действий, направленных на сокращение выбросов и решение вопросов, связанных с влиянием изменения климата. Лимско-парижская программа действий — совместное начинание двух председателей КС — Перу и Франции, Канцелярии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Секретариата РКООНИК. Ее целью является освещение и мобилизация усилий, предпринимаемых бизнесом и другими негосударственными участниками для построения низкоуглеродного общества, устойчивого к изменению климата. Она поддержит существующие инициативы, в частности те, которые были приняты в Нью-Йорке на Саммите по климату 2014 года, прошедшем по инициативе Генерального секретаря ООН, а также мобилизует новых партнеров и станет платформой для демонстрации их действий, обязательств и результатов в преддверии КС-21.

5 декабря в рамках парижской Конференции по изменению климата пройдет «День действий», во время которого будут анонсированы крупные инициативы. Кроме того, со 2 по 8 декабря во время Конференции пройдет ряд «Дней тематических действий». «Дни тематических действий» позволят заинтересованным сторонам представить насущные проблемы и существующие пути их решения по каждой из основных сфер действия Программы действий. Для этой цели во время Конференции предполагается провести серию официальных мероприятий с присутствием высокопоставленных лиц, которая станет заметной частью общей программы.

Узнать больше о Лимско-парижской программе действий можно по адресу http://climateaction.unfccc.int/.

В Копенгагене развитые страны приняли на себя обязательство до 2020 года ежегодно выделять развивающимся странам по 100 млрд. долларов США для борьбы с изменением климата. Часть этих денег уже мобилизована, однако это еще не весь объем. Для определения пути к достижению цели выделения 100 млрд. долларов США развитые и развивающиеся страны должны вступить в консультативный процесс, вызывающий доверие с политической точки зрения. Средства должны распределяться взвешенным образом для решения вопросов как смягчения последствий изменения климата, так и адаптации к нему. Кроме того, развитые страны должны взять на себя ведущую роль и усилить свою поддержку в вопросах финансирования после 2020 года. Государственное финансирование должно послужить катализатором для мобилизации намного более обширных объемов частных инвестиций, которые понадобятся для превращения глобальной экономики в низкоуглеродную и устойчивую к изменению климата.
Цель ограничить глобальное потепление двумя градусами Цельсия к концу текущего столетия была первоначально согласована в Копенгагене, а затем всеми странами на Конференции по изменению климата в Канкуне в 2010 году. Эта цель признает, что изменение климата уже происходит, но если мы начнем действовать немедленно, то сможем избежать самых тяжелых его последствий.

Межправительственная группа экспертов по изменению климата представила различные сценарии, предусматривающие разный объем действий. Если ничего не будет сделано и мир будет двигаться в том же направлении, что и сейчас, к концу этого века глобальное повышение средней температуры составит 4 °С.

Уже сейчас из-за выброшенного в атмосферу углерода среднемировые температуры повысились примерно на 0,85 °С. Это относительно небольшое потепление привело к масштабным последствиям: растаяла почти половина постоянного ледникового покрова Арктики, в западной Америке миллионы акров лесов погибли от связанного с потеплением заражения вредителями, а некоторые крупнейшие ледники Западной Антарктики, в которых сосредоточены десятки тысяч кубических миль льда, начали разрушаться. Даже если завтра уровень CO2 перестанет повышаться, мир продолжит нагреваться и температура возрастет примерно на 0,5 °С.

Да. Согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), мы все еще можем ограничить глобальное потепление менее чем двумя градусами. Но действовать необходимо срочно, полностью привлекая силы всех государств и всех групп общества. Чем дольше мы ждем, тем труднее и дороже становится ограничение изменения климата.
Участие гражданского общества сыграло решающую роль в определении и продвижении связанной с изменением климата повестки дня. Гражданское общество не только служит «совестью мира», но и незаменимо в борьбе с изменением климата. На КС гражданское общество является тем голосом, который оказывает давление на лидеров, призывая их прийти к соглашению.
Предприниматели и компании со всего мира находятся на переднем крае усилий, направленных на то, чтобы убедить глав правительств достичь в Париже существенного соглашения по глобальному изменению климата. Они также примут участие в парижской Конференции по изменению климата, где воспользуются возможностью для запуска множества новых инициатив по снижению выбросов либо содействию повышению устойчивости к изменению климата в соответствии с Лимско-парижской программой действий. Кроме того, деловые группы будут наблюдать за переговорами в качестве неправительственных организаций.

Участникам

Пожалуйста, посетите информационный центр КС-21, где содержатся сведения по разным вопросам, включая:
• регистрацию и аккредитацию;
• место проведения и транспорт;
• мероприятия и выставки;
• предсессионные и подготовительные совещания.
Вы также можете скачать список часто задаваемых вопросов для участников (на английском языке) здесь.

Информация для СМИ

Аккредитация СМИ

Аккредитация журналистов на конференциях РКИК ООН предоставляется только сотрудникам средств массовой информации (печатных изданий, фотоагентств, радио, телевидения, кино, новостных агентств и интернет-изданий), представляющим реальные СМИ — т. е. СМИ, официально зарегистрированные в качестве таковых в одной из стран, признаваемых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Последний срок аккредитации СМИ на КС-21/СС-11 — 20 ноября 2015 года.

Аккредитация будет выдана при условии подтверждения наличия в СМИ предыдущих сообщений по теме изменения климата. Двойная регистрация (например, в качестве журналиста и делегата или в качестве СМИ и НПО) не допускается.

ЕДИНСТВЕННЫМ официальным способом регистрации для СМИ является интернет-аккредитация. Секретариат не может принять аккредитацию каким-либо другим способом.

1. Войдите в систему интернет-регистрации.
2. Нажмите на одну из ссылок слева вверху для того, чтобы войти в систему («Log In») или создать учетную запись («Create new account»).
3. Если у вас уже есть учетная запись, войдите, используя свой адрес электронной почты и пароль.
4. В правом верхнем углу экрана выберите КС-21 («COP-21») в качестве текущего мероприятия.
5. Загрузите необходимые документы и нажмите «Подать заявку» («Submit application»).
Дополнительную информацию о доступе на место проведения конференции вы можете найти в разделе «Новости и СМИ» информационного центра.

Social Media

Take Action

So you want to take climate action but don”t know how? See our handy guide to taking small actions that will have a big impact.

Are you in Paris? See the list of events in the city supporting the conference.

Why is the conference called COP21?

The Paris Climate Conference is officially known as the 21st Conference of the Parties (or “COP”) to the United Nations Framework Convention on Climate Change (UNFCCC), the United Nations body which is responsible for climate and based in Bonn, Germany.  The Conference will also serve as the 11th Meeting of the Parties to the Kyoto Protocol.

The COP meets each year to take decisions that further the implementation of the Convention and to combat climate change. COP21 will take place at the same time as CMP11, the 11th meeting of the Parties to the Kyoto Protocol, which oversees the implementation of the Kyoto Protocol and the decisions made to increase its effectiveness.

Frequently Asked Questions

The Paris Climate Conference, COP21, will be held from 30 November to 11 December 2015 at a site near Paris-Le Bourget.
In total, 45,000 participants are expected to participate at the COP at the Paris-Le Bourget site at some point during the Conference. This includes delegates representing countries, observers, civil society and journalists. 20,000 people will be officially accredited and will have access to the Conference itself, while people not accredited to the Conference itself will still be able to take part in debates, see exhibitions and attend talks or screenings in the civil society area which will be built very close to the conference centre.
There are no magical or instant solutions to climate change. The climate challenge is one of the most complex the world has ever faced. But climate change has now risen to the top of the global agenda and countries, cities, the private sector, civil society, faith leaders and individual citizens are taking action.

In preparing for Paris, more than 150 countries have submitted national climate targets covering nearly 90 per cent of global emissions. An agreement in Paris will not be the end point, but it can be a decisive turning point in how all countries, acting together under an agreed, transparent legal framework, will set out a pathway to limit global temperature rise to less than 2 degrees Celsius – the internationally agreed goal.

Without a global agreement, it will be more difficult, if not impossible, to guide international cooperation on climate change. As climate change is a problem that does not respect borders, our ability to limit climate change to relatively safe levels will be diminished.
Paris needs to result in a &ampampltspan style=”text-decoration: underline”&ampampgtnegotiated agreement&ampamplt/span&ampampgt that will provide a legal framework for moving forward. In addition, a Paris outcome will also include the &ampampltspan style=”text-decoration: underline”&ampampgtnational climate plans&ampamplt/span&ampampgt (Intended Nationally Determined Contributions or INDCs) that countries have voluntarily put forward that will form the baseline for reducing emissions and strengthening resilience.

Paris will also need to include a credible &ampampltspan style=”text-decoration: underline”&ampampgtfinance package&ampamplt/span&ampampgt. Many developing countries will need international cooperation, including finance and technology, to help them move toward a low-carbon future. As part of this package, developed countries will need to detail how they will fulfill their previous pledge of mobilizing $100 billion per year by 2020 to support developing countries. And financing for the post 2020 period will also need to be addressed.

Paris will also showcase &ampampltspan style=”text-decoration: underline”&ampampgtclimate actions&ampamplt/span&ampampgt that are already underway. Under the “Lima to Paris Action Agenda”, many businesses, cities, states and regions, and civil society groups will be highlighting efforts they are taking to respond to climate change. Many new initiatives will also be announced in Paris that demonstrate a growing commitment to climate action.

INDCs stand for ‘Intended Nationally Determined Contributions’, and are climate action plans submitted by each country ahead of the COP21. They outline how, and by how much, countries will reduce their emissions, and the actions they will undertake to strengthen climate resilience.
As of October 31, 155 countries had submitted their contributions. These countries cover nearly 90 per cent of global carbon emissions. Some developing countries have submitted two versions of their contributions: one stating what they would do on their own, and one on what they would be able to do with financial help. A list of the countries that have submitted their INDCs can be found here.
No. The INDCs are a floor for action, not a ceiling. Current estimates indicate that even if countries implement INDCs, the planet would still experience an increase in global temperature between 2.7-3.5 degrees Celsius (depending on assumptions used in the modeling). This is still too high, but it is still better than continuing on a ‘business as usual’ path which would result in a global temperature increase of more than 4 degrees Celsius. Negotiations are continuing over a mechanism for reviewing and strengthening the level of ambition in order to reach the goal of 2 degrees Celsius or less.
The agreement sets ‘the rules of the game’ on how countries will move forward. It will provide a system for countries to assess the impacts of the INDCs and at what frequency they will come back to look at them and say, ‘ok we need to raise the level of ambition’ and review their contributions in order to get to the 2 degree path.
The agreement itself is a legal instrument that will guide the international process on climate change forward. Negotiations are continuing on the exact legal nature of the finance and mitigation commitments under the agreement. The INDCs demonstrate what countries are already prepared to do – it’s a voluntary, bottom up process.
Actions to reduce emissions and address the impacts of climate change are rapidly accelerating. The Lima-Paris Action Agenda, a joint undertaking of the Peruvian and French COP presidencies, the Office of the Secretary-General of the United Nations and the UNFCCC Secretariat, aims to highlight and mobilize robust action by businesses and other non-state actors towards a low carbon and resilient societies. It will support existing initiatives, such as those launched in New York at the UN Secretary-General’s Climate Summit in September 2014, and will mobilize new partners and provide a platform for the visibility of their actions, commitments and results in the run up to COP21.

There will be an “Action Day” on 5 December at the Paris Climate Conference, which will feature announcements of manor initiatives. And there will be a sequence of ‘Thematic action Days’ during the COP, from 2-8 December. The ‘Thematic action Days’ will enable the stakeholders to present issues at stake and existing solutions’ pathways for each main action area of the Agenda. They will be official events with expected high-level attendance that will create a visible sequence during the COP.

More information on the Lima to Paris Action Agenda can be found at

In Copenhagen, developed countries pledged to give US$100 billion a year to developing countries for climate finance by the year 2020. Some, but not all of this money, has been mobilized. Both developed and developing countries must be part of a consultative, politically credible process for defining the $100 billion trajectory. These funds must be allocated in a balanced manner to address both mitigation and adaptation. In addition, Developed countries must also take the lead in, and strengthen their support for, financing post 2020. Public finance should play a catalytic role in mobilizing the much larger private investment flows that will be needed to transform the global economy in a low-carbon, climate resilient direction.
The goal of limiting global temperature rise to 2 degrees Celsius (3.6 degrees Fahrenheit) by the end of this century was first agreed to in Copenhagen and then by all countries at the Cancun Climate Conference in 2010. It recognizes that climate change is already occurring, but that if we act now, we can avoid the worst impacts of a changing climate.

The Intergovernmental Panel on Climate Change has provided different scenarios regarding different levels of action. If nothing is done, and the world proceeds on its present course, world is on track for an average global-temperature rise of four degrees Celsius (more than seven degrees Fahrenheit) by the end of this century.

Owing to the carbon emissions that have been pumped into the air so far, average global temperatures have risen by about 0.85 degrees Celsius (1.5 degrees Fahrenheit). This relatively small increase has produced large effects: almost half of the permanent Arctic ice cap has melted away, millions of acres’ worth of trees in the American West have died from warming-related pest infestations, and some of West Antarctica’s major glaciers, containing tens of thousands of cubic miles of ice, have started to disintegrate. Even if CO2 levels were to stop rising tomorrow the world would continue to warm, by about .5 degrees Celsius (.9 degrees Fahrenheit).

Yes, according to the IPCC report—the Intergovernmental Panel on Climate Change—we can still limit global temperature rise to below 2 degrees. But we must act urgently, with the full participation of all countries and all sectors of society. The longer we delay the more difficult and more costly it will be to limit climate change.
Civil society engagement has been critical in setting and advancing the climate agenda. In addition to serving as the “conscience” the world, civil society is essential for taking climate action. At the COP, civil society provides the voice that can put pressure on leaders to come to an agreement.
Businesses and companies around the world have been at the forefront of efforts to persuade government leaders to reach a meaningful global climate agreement in Paris. They will also be engaged at the Paris Climate Conference where they will use the opportunity to launch many new initiatives that will reduce emissions or help build climate resilience in connection with the Lima to Paris Action Agenda. As non-governmental organizations, business groups will also be monitoring the negotiations.


Please visit the COP21 Information Hub which contains information on various aspects including:

  • Registration and accreditation
  • Venue and Logistics
  • Events and exhibits
  • Pre-sessional and preparatory meetings

You can also download a list of frequently ask questions for participants here:


Frequently Asked Questions on COP21

English | Spanish |Portuguese |French | Swedish |Norwegian |Finnish| Danish | Dutch

Message from Christiana Figueres

UNFCCC Media Accreditation

Media accreditation for UNFCCC conferences is strictly reserved for members of the press (print, photo, radio, TV, film, news agencies and online media) who represent a bona fide media organization, which means being formally registered as a media organization in a country recognized by the United Nations General Assembly.

The deadline for media accreditation for COP 21/CMP 11 is November 9, 2015.

Accreditation will be given on proof of a track record of reporting for media organizations on climate change. No double registration (e.g. as press and delegate, or as press and NGO) is allowed.

Online accreditation is the ONLY official channel to obtain registration for the media. The secretariat is not in a position to accept accreditations via any other channel.

1. Go to the Online Registration System
2. Look on the top left corner for options to either login or create an account.
3. If you have an account, log in with your e-mail address and password.
4. In the upper right-hand corner of the screen, select COP 21 as the current meeting.
5. Upload the required documentation and click on “Submit application”

For more information about access at the conference venue please see the Information Hub section on News and Media.

Take Action

You don’t need to attend the conference to make a difference. Here we provide you with a list of a few things you can do to take climate action now


In Paris?

There will be many events taking place in the heart of the city during the week of the Conference that will be open to the public. See the full calendar here: